Спецкурс
«Межрегиональное
неравенство по доходам: методы анализа»
Программа
Назначение: 3, 4 курсы и магистранты специальностей «Экономика» и «Социология».
Преподаватель: д.э.н., с.н.с. К.П.Глущенко, профессор кафедры экономической теории
1. Цели освоения курса
Спецкурс «Межрегиональное
неравенство по доходам: методы анализа» имеет своей целью ознакомление с
подходами к анализу пространственного неравенства по доходам и инструментарием
анализа, областями применимости отдельных методов, использованием данного инструментария
на примере современных исследований неравенства по доходам между российскими
регионами.
2. Место курса в
структуре образовательной программы
Спецкурс предназначен для бакалавров 3-4 курсов и магистрантов направлений «Экономика» и «Социология». Он является дополнением к курсу «Региональная экономика», изучаемому в рамках первой специальности, развивая его в части анализа межрегиональных социально-экономических различий, и к курсу «Социология благосостояния», изучаемому в рамках второй специальности, развивая его в части пространственного аспекта анализа благосостояния.
Для успешного овладения материалом курса студенты должны обладать знанием математической статистики и эконометрики в пределах стандартных курсов и методов измерения неравенства. Желательно также знание эконометрики временных рядов (понятия стационарности ряда и коинтеграции, тестирование стационарности) и знакомство с анализом панельных данных. Необходимо также владение навыками чтения литературы на английском языке.
3. Компетенции
обучающегося, формируемые в результате освоения курса
В результате освоения материала спецкурса обучающийся должен:
· Знать: проблемы обеспечения пространственной сопоставимости данных, используемых для анализа пространственного неравенства по доходам; подходы к анализу пространственного неравенства и конкретные методы анализа; области применимости отдельных методов.
· Уметь: подобрать необходимый инструментарий анализа, исходя из особенностей исходных данных и задач конкретного исследования, корректно использовать выбранные методы анализа, грамотно интерпретировать полученные результаты.
· Владеть навыками понимания научных публикаций по данной теме.
4. Структура и содержание
спецкурса «Межрегиональное неравенство по доходам: методы анализа»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу, 36 часов.
№ п/п |
Раздел дисциплины |
Семестр |
Неделя
семестра |
Виды учебной
работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) |
Формы
текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма
промежуточной аттестации (по семестрам) |
||
Лекции |
Самосто-ятельная работа |
Семинары |
|
||||
1 |
Введение |
II |
1 |
2 |
|
|
– |
2 |
Подходы к анализу межрегионального неравенства по
доходам |
II |
2-9 |
16 |
|
|
Экспресс-опрос: резюме
предыдущей лекции |
3 |
Исследования неравенства по доходам между российскими
регионами |
II |
10-13 |
8 |
6 |
|
Экспресс-опрос: резюме
предыдущей лекции |
4 |
Заключение: от
анализа к рекомендациям |
II |
14 |
2 |
|
|
Экспресс-опрос: резюме
предыдущей лекции |
5 |
Защита рефератов/эссе |
II |
15 |
|
|
2 |
|
1. Введение
1.1. Предмет курса
1.2. Цели анализа пространственного неравенства по доходам
1.3. Основные понятия: конвергенция/дивергенция по доходам, кластеры конвергенции
1.4. Особенности межрегионального анализа неравенства
2. Подходы к анализу
межрегионального неравенства по доходам
2.1. Анализ пространственных рядов доходов
2.1.1. Теория экономического роста и неравенство по доходам
2.1.2. Анализ бета-сходимости
2.1.3. Причинно-следственный анализ пространственных рядов
2.1.4. Учёт взаимовлияния регионов: пространственная эконометрика
2.2. Анализ временных рядов доходов
2.2.1. Подходы к моделированию конвергенции по доходам
2.2.2. Стохастическая (краткосрочная) сходимость и детерминированная
конвергенция
2.2.3. Асимптотически затухающие тренды
2.3. Анализ динамики распределения доходов
2.3.1. Неформальные методы: сигма-конвергенция
2.3.2. Изменение формы распределения во времени, выявление кластеров
конвергенции
2.3.3. Анализ поляризации по доходам
2.3.4. Относительная и абсолютная мобильность по доходам; переходные
матрицы
2.3.5. Анализ относительной мобильности по доходам
2.3.6. Анализ абсолютной мобильности по доходам
3. Исследования
неравенства по доходам между российскими регионами
3.1. Работы, основанные на анализе пространственных рядов
3.2. Работы, основанные на анализе временных рядов
3.3. Работы, основанные на анализе динамики распределений
3.4. Сопоставление исследований
4. Заключение: от
анализа к рекомендациям
4.1. Нужна ли ликвидация межрегионального неравенства?
4.2. Анализ неравенства и разработка рекомендаций для экономической политики
5. Образовательные
технологии
Основной формой технологии являются лекции.
Самостоятельная работа предусматривает чтение студентами журнальных статей и
иных публикаций с результатами исследований неравенства по доходам между
российскими регионами с последующим обсуждением связи между ними и
теоретическим материалом, излагаемым в лекциях, и написанием реферата или эссе.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение
самостоятельной работы студентов
Текущий контроль осуществляется в форме экспресс-опроса перед началом каждой лекции. Опрашиваемые студенты должны сжато сформулировать основные положения и выводы предыдущей лекции.
Средством промежуточного контроля являются рефераты или эссе, написанные на основе чтения публикаций с результатами исследований неравенства по доходам между российскими регионами и их обсуждение в ходе лекций, посвящённых соответствующей проблематике.
Примеры темы рефератов/эссе:
7.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
Глущенко К. П. Методы анализа межрегионального неравенства по доходам:
учебное пособие / Новосиб. гос.
ун-т. Новосибирск, 2010.
б) дополнительная литература:
Durlauf S. N., Quah D. The new empirics of economic growth // Handbook of Macroeconomics.
Magrini S. Regional (di)convergence // Handbook of Regional and Urban Economics. Vol. 4.
Yitzhaki S. More than a dozen ways of
spelling Gini // Research on Economic Inequality. – 1998. – Vol. 8,
No 1. – P. 13-30.
Phillips P.C.B., Sul D. Transition modeling
and econometric convergence tests // Econometrica. – 2007. – Vol. 75, No. 6.
– P. 1771-1855.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
Research
Papers on Economics: www.repec.org