Ваша недвижимость, 9 апреля 1996 г., № 14 (23), с. 6

 

КВАРТИРА , 

ЧАСТЬ    ДОМА...

 

В предыдущих публикациях в «Вашей недвижимости», рассказывавших об итогах микропереписи населения 1994 года, было показано, как демографические показатели характеризуют состояние жилищной проблемы в нашем городе. Но программа микропереписи включала и непосредственное обследование жилищных условий населения: тип жилого помещения, размер приходящейся на человека общей и жилой площади, число занимаемых комнат. Нынешняя статья посвящена первому из этих вопросов.

 

 

 

 

 

 

Проживают

Новосибирск

Западная Сибирь

Россия

 

в отдельной квартире

74,5

72,4

72,8

 

в индивидуальном доме

11,4

14,0

11,8

 

в части индивидуального дома

2,5

2,3

2,6

 

всего в отдельном жилье

88,4

88,7

87,2

 

в коммунальной квартире

5,2

2,9

6,3

 

в общежитии

5,4

6,9

5,6

 

в других видах жилых помещений

0,0

0,1

0,1

 

снимают жилье

1,0

1,0

0,8

 

 

 

 

 

В таблице показано распределение домохозяйств по типам занимаемых жилых помещений (домохозяйства - это семьи и одиночки). Для сравнения в ней, наряду с данными по Новосибирску, приведены сведения по городскому населению Западной Сибири и России в целом.

Как видно из таблицы, не имеет отдельного жилья, самое меньшее, каждое девятое новосибирское домохозяйство (11,6%). Самое меньшее потому, что приведенные данные относятся не к самому Новосибирску, а ко всем городским поселениям области (по отдельным городам итоги микропереписи не подводились). И хотя доля областного центра в численности городского населения области составляет около 70%, картина получается все-таки несколько отличной. Причем в сторону улучшения, поскольку в мелких городах и поселках городского типа значительно ниже, чем в нашем мегаполисе, доля проживающих в коммунальных квартирах и общежитиях, а в индивидуальных домах выше.

Это показывает сопоставление с результатами переписи населения 1989 года: в Новосибирске тогда в отдельных квартирах жили 73%  семей и одиночек , в индивидуальных домах и их частях 10,4%, в коммунальных квартирах 10%, в общежитиях 5,8%, всего же в отдельном жилье 83,4%. Хотя за пять лет положение должно было улучшиться, но ненамного - из-за резкого спада жилищного строительства в 1989-1994 годах. К тому же следует иметь в виду, что «семьи и одиночки» в переписи 1989 года - это не то же самое, что «домохозяйства» в микропереписи, поскольку при переписи значительная часть одиночек (около 40%) не была учтена (их отнесли к «членам семей, проживающим отдельно от семьи»).

Скорее всего, сейчас не имеют отдельного жилья около 15% домохозяйств нашего города. Но и то если допустить, что часть индивидуального дома является изолированным жилищем. На деле это далеко не так. Некоторые дома действительно капитально разгорожены на отдельные части со своими входами. Они по существу представляют собой уже не индивидуальные, а «сблокированные» дома на две (иногда и больше) семьи. Но нередко часть дома - это одна или несколько комнат в доме с одним входом с общей кухней и т.п., по сути, та же «коммуналка». Но ни перепись населения 1989 года, ни микроперпись 1994 года не разделяют понятие «часть индивидуального дома» по признаку изолированности, так что нельзя сказать, сколько из них являются отдельным жильем, а сколько - нет.

В связи размеров домохозяйств с уровнем обеспеченности отдельным жильем прослеживается четкая закономерность: чем больше размер домохозяйств, тем выше среди них доля обеспеченных отдельным жильем. В самом ущемленном положении находятся одиночки: из них его имеют только около 60%. У семей из двух-трех человек эта величина возрастает до 85%, а у больших (из пяти и более человек) доходит почти до 95%.

Сравнивая данные по Новосибирску со средними по Западной Сибири и по всей России, можно видеть, что ситуация в нашем городе отличается незначительно: чуть лучше среднероссийской и слегка хуже, чем по всему региону. И различия легко объяснимы.

Данные по России в основном определяются положением в европейской части (в которой сосредоточено около 80% всего населения страны), где традиции коммунального заселения берут начало с первых послереволюционных лет. Новосибирск же тогда был еще «большой деревней». А начало широкого развертывания жилищного строительства в Новосибирске по времени отстало и пришлось на годы, когда квартиры все чаще предоставлялись отдельным семьям. Поэтому в нашем городе удельный вес коммунальных квартир несколько ниже  среднероссийского. А по Западной Сибири значительный вклад в средние величины дает Тюменская область. В ней основной прирост жилищного фонда обязан годам «нефтяного бума», когда коммунальное заселение квартир было уже исключением. Но она же сдвигает в сторону увеличения долю проживающих в общежитиях.

Очень близки также размеры площади жилья, приходящейся на одного члена домохозяйства: в Новосибирске - 15,3 кв.м общей площади и 10,3 жилой, в городах Западной Сибири 15,1 и 10,2 кв.м, России 15,4 и 10,3 кв.м. Казалось бы, такие цифры свидетельствуют об относительном благополучии: хотя норматив обеспеченности общей площадью (18 кв.м) пока еще не достигнут, с жилой все в порядке - она выше санитарной нормы (9 кв.м). Однако за среднестатистическим благополучием таится значительная дифференциация по обеспеченности площадью жилья, и на деле многие новосибирцы живут в условиях, и близко не отвечающих никаким нормам. Но об этом - в следующей статье.

Константин Глущенко,

кандидат экономических наук