Недвижимость Сибири, 18–25
мая 1995 г., № 19 (67), с. 2
|
Очередь на улучшение жилищных условий по Новосибирску |
|||||
|
Показатель |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
|
Число очередников на начало
года,
тыс. семей |
129,1 |
124,2 |
104,1 |
97,4 |
95,4 |
|
к общему
числу семей, % |
27,7 |
26,8 |
22,6 |
21,3 |
21,1 |
|
Улучшили
жилищные условия за год,
тыс. семей |
6,0 |
5,8 |
3,4 |
3,5 |
– |
|
к числу
очередников, % |
4,7 |
4,6 |
3,3 |
3,6 |
– |
|
Построено
квартир за год, тыс. |
5,7 |
4,3 |
5,1 |
6,5 |
– |
|
Анализируя
состояние и динамику очереди на улучшение жилищных условий, можно узнать
довольно многое о потребности в жилье и о том, как решается в городе жилищная
проблема. В таблице показаны основные характеристики очереди в Новосибирске за
последние годы (в число семей включены и одиночки). Как видно, рыночные
преобразования отнюдь не открыли основной массе нуждающихся в жилье широкого
пути для улучшения своего жилищного положения: большая их часть продолжает возлагать надежды на государство, хотя
некоторые и покинули очередь.
Как характеристика нуждаемости в жилье удельный вес
очередников в общем количестве семей города наиболее показателен за 1991 г. –
когда в очереди еще стояла подавляющая часть семей, имеющих на это право. Затем
количество очередников стало уменьшаться, но, понятно, не из-за того, что
нуждающихся в жилье стало меньше, а из-за отсутствия реальной перспективы
улучшить свое положение в рамках системы административного распределения жилья.
В начале 1991 г. нуждающимися в улучшении жилищных условий были признаны более
четверти семей Новосибирска. Точная величина (27,7%), хотя и выше средней по
городам России на этот же год (26%), но довольно близка к ней. За
предшествующие годы – 1986-1990 – картина была сходной: в среднем по России
жилищная очередь постоянно росла, хотя и не очень быстро – с 23% от общего
числа семей в 1986 г. до 26% в 1990 г., и эту динамику повторяла очередь в
Новосибирске с превышением на 8-10% среднероссийских показателей.
На рис. 1 показана структура очередников 1991 г. по
виду занимаемого ими жилья. Как видно, не имеют отдельной квартиры только 40%
очередников (что дает одну из характеристик абсолютного дефицита жилья в
Новосибирске), остальные 60% нуждающихся в улучшении жилищных условий живут в
отдельных квартирах, не соответствующих по площади – и, как правило, по числу
комнат – составу семьи. Это говорит о том, что дефицит жилья в Новосибирске
имеет в значительной мере и структурный характер.
|
|
Пользуясь этими данными, можно получить некоторую
оценку потребности в жилье в Новосибирске. Общее число семей-очередников 1991
г., не имевших отдельной квартиры, составляет около 52 тыс. Учитывая, что 13
тыс. из них проживало в коммунальных квартирах, которые при расселении станут
отдельными, для обеспечения очередников нужно 39 тыс. квартир. Хотя за
1991-1994 гг. население города сократилось (примерно на 3%) и часть очередников
квартиры получила, эта оценка величина потребности в жилье – самая минимальная.
Во-первых, и «докризисная» жилищная очередь включала
не все семьи с неблагополучными по официальным нормам жилищными условиями. Так,
в нее не могли попасть имеющие собственный дом или кооперативную квартиру;
сложная семья (например, состоящая из семей родителей и их взрослых детей)
также не могла рассчитывать на улучшение жилищных условий, если размер площади на
человека превосходил норму, необходимую для постановки в очередь. Кроме того,
довольно заметная часть одиночек, даже имея право встать в очередь, не делала
этого из-за ничтожных шансов получить жилье. Во-вторых, для имеющих отдельную
квартиру сложных семей-очередников нужна не более просторная квартира, а еще
одна: при получении квартиры в нее переселяется только часть прежней семьи, а
старое жилье не освобождается. Более точные оценки, основанные на сопоставлении
числа квартир в жилищном фонде Новосибирска и общего числа семей в городе с
учетом их возможного разделения
(см. «НС» 38'94), показывают, что дефицит
квартир втрое больше – на начало 1995 г. он составляет около 120 тыс.
На рис. 2 показана структура очереди по размеру семей
в сопоставлении с семейной структурой всего населения Новосибирска (последняя
рассчитана по данным переписи населения 1989 г., которые не бесспорны:
исследования показали, что доля одиночек на самом деле больше – их не 13,9%, а
около 20% и, соответственно, меньше доля семей других размеров). Любопытно, что
в очереди на жилье семьи того или иного размера представлены вовсе не в
соответствии с их удельным весом в населении города, а почти с точностью до
наоборот. Из-за этого средний размер семьи-очередника – 3,5 чел., в целом же по
Новосибирску средний размер семьи – 2,9 чел.
Связано это с различной нуждаемостью в жилье семей
различного размера: по мере увеличения размера семей растет доля имеющих
отдельное жилье, но одновременно уменьшается размер жилой площади, приходящейся
на одного члена семьи. Так, у одиночек доля не имеющих отдельного жилья
составляет 39,9% и на человека приходится в среднем 18 кв.м жилой площади, у
семей из 2 человек – 15% и 13 кв.м, из 3 человек – 15,2% и 10 кв.м, из 4 –
11,7% и 8 кв.м, из 5 и более – 5,8% и 7 кв.м.
Отсюда видно, что уровень обеспеченности площадью
жилья значительной части средних и больших семей (из 4 и более человек) в
Новосибирске ниже санитарной нормы 9 кв.м и поэтому многие из них стоят в
очереди на «расширение» (так, семей из 5 и более человек в городе 10,1%, из 4 –
22,2%, в очереди же их доля соответственно 25,5% и 30,4%), тогда как из стоящих
в очереди семей из 2-3 человек (в городе их 27,9 и 25,9%, в очереди – 20,2 и
18%) и одиночек почти все – не имеющие отдельной квартиры. Низкий удельный вес
одиночек в очереди (5,8% в сравнении с 13,9% и даже более в семейной структуре
населения Новосибирска) при значительной доле не имеющих отдельного жилья среди
них подтверждает, что многие нуждающиеся в жилье одиночки в очередь не
вставали.
Из структуры очереди по размерам семей можно получить
структуру потребностей в квартирах различных типов, т.е. разной «комнатности»
(хотя однозначного соответствия нет из-за сложных семей, которые получают
квартиру, чтобы разделиться). Сравнение ее со структурой жилищного
строительства по типам квартир (см. «НС» N 8)
показывает, что строятся совсем
не те квартиры, что нужны: например, удельный вес двухкомнатных квартир
значительно превышает долю потребности в них (тем более что такие квартиры
дополнительно освобождаются при «расширении»), в то время как четырехкомнатных
строится гораздо меньше, чем требуется. Таким образом, структурный дефицит
жилья с каждым годом еще более усугубляется.
Соотношение «скорости» движения жилищной очереди в Новосибирске
и в среднем по России имеет ту же тенденцию, что и динамика самой очереди, но с
обратным знаком – доля очередников, улучшивших жилищные условия, в
Новосибирске меньше, причем значительно. Если по городам России эта величина
составляла в 1991 г. 9-10%, уменьшившись к 1993 г. до 6-8% (в «предкризисные»
годы – 15%), то в Новосибирске она вдвое ниже: соответственно 4,7% и 3,3%.
Вплоть до 1993 г. количество семей, улучшивших
жилищные условия за год, превышало число построенных за этот год квартир. Оно и
понятно – на улучшение жилищных условий шла часть прежнего жилищного фонда
(«цепочки» очередников). В 1993 г. впервые квартир было построено больше, чем
получивших квартиры по очереди. Это следствие того, что помимо почти
единственной прежде возможности получения квартиры через систему жилищной
очереди и административного распределения жилья, начали действовать рыночные
каналы обеспечения жильем, и около половины (а возможно, и более) вновь
построенных квартир в 1993-1994 гг. было предметом рыночного распределения.
Относительно текущего состояния жилищной очереди можно отметить следующее. Из стоявших в очереди на начало 1994 г. семей 11,3% проживало в общежитиях (вдвое меньше, чем в 1991 г.), 12,3% – в коммунальных квартирах, 6,6% – в ветхих и аварийных домах, бараках. Отличие от структуры 1991 г. обусловлено не столько изменением самой структуры нуждаемости в жилье, хотя и это имеет место, сколько искажениями, внесенными «распадом» очереди (сократившейся за это время на 25%); сейчас очередь примерно на треть состоит из работников бюджетных организаций, которым рыночная альтернатива улучшения своего жилищного положения недоступна. Почти восьмая часть очередников (11,8%) стояла в очереди 10 и более лет. Аналогичных данных на начало 1995 г. еще нет, известно лишь, что из общего числа очередников 27,9 тыс. стоят в очереди на улучшение жилищных условий в районных администрациях, 56,9 тыс. – на предприятиях и в организациях, 10,5 тыс. – в ЖСК.
Если темпы движения очереди останутся такими же, как в 1994 г. – 3,6% в год – на обеспечение всех нынешних очередников потребуется более 25 лет. Но заметим, что и в лучшие годы перспектива была не очень радужной: эта величина составляла тогда 7-10 лет; так, средний «стаж» очередников в 1991 г. равнялся 5,3 года.