Недвижимость Сибири, 18–25 мая 1995 г., № 19 (67), с. 2

 

Очередь на жилье в Новосибирске

 

 

Очередь на улучшение жилищных

условий по Новосибирску

 

Показатель

1991

1992

1993

1994

1995

 

Число очередников на начало

года, тыс. семей

129,1

124,2

104,1

97,4

95,4

 

к общему числу семей, %

27,7

26,8

22,6

21,3

21,1

 

Улучшили жилищные условия

за год, тыс. семей

6,0

5,8

3,4

3,5

 

к числу очередников, %

4,7

4,6

3,3

3,6

 

Построено квартир за год, тыс.

5,7

4,3

5,1

6,5

 

Анализируя состояние и динамику очереди на улучшение жилищных условий, можно узнать довольно многое о потребности в жилье и о том, как решается в городе жилищная проблема. В таблице показаны основные характеристики очереди в Новосибирске за последние годы (в число семей включены и одиночки). Как видно, рыночные преобразования отнюдь не открыли основной массе нуждающихся в жилье широкого пути для улучшения своего жилищного положения: большая их часть продолжает  возлагать надежды на государство, хотя некоторые и покинули очередь.

Как характеристика нуждаемости в жилье удельный вес очередников в общем количестве семей города наиболее показателен за 1991 г. – когда в очереди еще стояла подавляющая часть семей, имеющих на это право. Затем количество очередников стало уменьшаться, но, понятно, не из-за того, что нуждающихся в жилье стало меньше, а из-за отсутствия реальной перспективы улучшить свое положение в рамках системы административного распределения жилья. В начале 1991 г. нуждающимися в улучшении жилищных условий были признаны более четверти семей Новосибирска. Точная величина (27,7%), хотя и выше средней по городам России на этот же год (26%), но довольно близка к ней. За предшествующие годы – 1986-1990 – картина была сходной: в среднем по России жилищная очередь постоянно росла, хотя и не очень быстро – с 23% от общего числа семей в 1986 г. до 26% в 1990 г., и эту динамику повторяла очередь в Новосибирске с превышением на 8-10% среднероссийских показателей.

На рис. 1 показана структура очередников 1991 г. по виду занимаемого ими жилья. Как видно, не имеют отдельной квартиры только 40% очередников (что дает одну из характеристик абсолютного дефицита жилья в Новосибирске), остальные 60% нуждающихся в улучшении жилищных условий живут в отдельных квартирах, не соответствующих по площади – и, как правило, по числу комнат – составу семьи. Это говорит о том, что дефицит жилья в Новосибирске имеет в значительной мере и структурный характер.

Пользуясь этими данными, можно получить некоторую оценку потребности в жилье в Новосибирске. Общее число семей-очередников 1991 г., не имевших отдельной квартиры, составляет около 52 тыс. Учитывая, что 13 тыс. из них проживало в коммунальных квартирах, которые при расселении станут отдельными, для обеспечения очередников нужно 39 тыс. квартир. Хотя за 1991-1994 гг. население города сократилось (примерно на 3%) и часть очередников квартиры получила, эта оценка величина потребности в жилье – самая минимальная.

Во-первых, и «докризисная» жилищная очередь включала не все семьи с неблагополучными по официальным нормам жилищными условиями. Так, в нее не могли попасть имеющие собственный дом или кооперативную квартиру; сложная семья (например, состоящая из семей родителей и их взрослых детей) также не могла рассчитывать на улучшение жилищных условий, если размер площади на человека превосходил норму, необходимую для постановки в очередь. Кроме того, довольно заметная часть одиночек, даже имея право встать в очередь, не делала этого из-за ничтожных шансов получить жилье. Во-вторых, для имеющих отдельную квартиру сложных семей-очередников нужна не более просторная квартира, а еще одна: при получении квартиры в нее переселяется только часть прежней семьи, а старое жилье не освобождается. Более точные оценки, основанные на сопоставлении числа квартир в жилищном фонде Новосибирска и общего числа семей в городе с учетом их возможного разделения (см. «НС» 38'94), показывают, что дефицит квартир втрое больше – на начало 1995 г. он составляет около 120 тыс.

На рис. 2 показана структура очереди по размеру семей в сопоставлении с семейной структурой всего населения Новосибирска (последняя рассчитана по данным переписи населения 1989 г., которые не бесспорны: исследования показали, что доля одиночек на самом деле больше – их не 13,9%, а около 20% и, соответственно, меньше доля семей других размеров). Любопытно, что в очереди на жилье семьи того или иного размера представлены вовсе не в соответствии с их удельным весом в населении города, а почти с точностью до наоборот. Из-за этого средний размер семьи-очередника – 3,5 чел., в целом же по Новосибирску средний размер семьи – 2,9 чел.

Связано это с различной нуждаемостью в жилье семей различного размера: по мере увеличения размера семей растет доля имеющих отдельное жилье, но одновременно уменьшается размер жилой площади, приходящейся на одного члена семьи. Так, у одиночек доля не имеющих отдельного жилья составляет 39,9% и на человека приходится в среднем 18 кв.м жилой площади, у семей из 2 человек – 15% и 13 кв.м, из 3 человек – 15,2% и 10 кв.м, из 4 – 11,7% и 8 кв.м, из 5 и более – 5,8% и 7 кв.м.

Отсюда видно, что уровень обеспеченности площадью жилья значительной части средних и больших семей (из 4 и более человек) в Новосибирске ниже санитарной нормы 9 кв.м и поэтому многие из них стоят в очереди на «расширение» (так, семей из 5 и более человек в городе 10,1%, из 4 – 22,2%, в очереди же их доля соответственно 25,5% и 30,4%), тогда как из стоящих в очереди семей из 2-3 человек (в городе их 27,9 и 25,9%, в очереди – 20,2 и 18%) и одиночек почти все – не имеющие отдельной квартиры. Низкий удельный вес одиночек в очереди (5,8% в сравнении с 13,9% и даже более в семейной структуре населения Новосибирска) при значительной доле не имеющих отдельного жилья среди них подтверждает, что многие нуждающиеся в жилье одиночки в очередь не вставали.

Из структуры очереди по размерам семей можно получить структуру потребностей в квартирах различных типов, т.е. разной «комнатности» (хотя однозначного соответствия нет из-за сложных семей, которые получают квартиру, чтобы разделиться). Сравнение ее со структурой жилищного строительства по типам квартир (см. «НС» N 8) показывает, что строятся совсем не те квартиры, что нужны: например, удельный вес двухкомнатных квартир значительно превышает долю потребности в них (тем более что такие квартиры дополнительно освобождаются при «расширении»), в то время как четырехкомнатных строится гораздо меньше, чем требуется. Таким образом, структурный дефицит жилья с каждым годом еще более усугубляется.

Соотношение «скорости» движения жилищной очереди в Но­восибирске и в среднем по России имеет ту же тенденцию, что и динамика самой очереди, но с обратным знаком – доля оче­редников, улучшивших жилищные условия, в Новосибирске меньше, причем значительно. Если по городам России эта величина составляла в 1991 г. 9-10%, уменьшившись к 1993 г. до 6-8% (в «предкризисные» годы – 15%), то в Новосибирске она вдвое ниже: соответственно 4,7% и 3,3%.

Вплоть до 1993 г. количество семей, улучшивших жилищные условия за год, превышало число построенных за этот год квартир. Оно и понятно – на улучшение жилищных условий шла часть прежнего жилищного фонда («цепочки» очередников). В 1993 г. впервые квартир было построено больше, чем получивших квартиры по очереди. Это следствие того, что помимо почти единственной прежде возможности получения квартиры через систему жилищной очереди и административного распределения жилья, начали действовать рыночные каналы обеспечения жильем, и около половины (а возможно, и более) вновь построенных квартир в 1993-1994 гг. было предметом рыночного распределения.

Относительно текущего состояния жилищной очереди можно отметить следующее. Из стоявших в очереди на начало 1994 г. семей 11,3% проживало в общежитиях (вдвое меньше, чем в 1991 г.), 12,3% – в коммунальных квартирах, 6,6% – в ветхих и аварийных домах, бараках. Отличие от структуры 1991 г. обусловлено не столько изменением самой структуры нуждаемости в жилье, хотя и это имеет место, сколько искажениями, внесенными «распадом» очереди (сократившейся за это время на 25%); сейчас очередь примерно на треть состоит из работников бюджетных организаций, которым рыночная альтернатива улучшения своего жилищного положения недоступна. Почти восьмая часть очередников (11,8%) стояла в очереди 10 и более лет. Аналогичных данных на начало 1995 г. еще нет, известно лишь, что из общего числа очередников 27,9 тыс. стоят в очереди на улучшение жилищных условий в районных администрациях, 56,9 тыс. – на предприятиях и в организациях, 10,5 тыс. – в ЖСК.

Если темпы движения очереди останутся такими же, как в 1994 г. – 3,6% в год – на обеспечение всех нынешних очередников потребуется более 25 лет. Но заметим, что и в лучшие годы перспектива была не очень радужной: эта величина составляла тогда 7-10 лет; так, средний «стаж» очередников в 1991 г. равнялся 5,3 года.

Константин Глущенко, Вера Тапилина