Русская Азия, 1 марта 1995 г., № 7 (83), с. 3

 

ИНФЛЯЦИЯ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ: МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ –

ОТНЮДЬ НЕ  РЫНОЧНАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Константин ГЛУЩЕНКО, кандидат экономических наук


”Русская Азия” уже рассматривала динамику инфляции в Западной Сибири за 10 месяцев 1994 г. (№ 45, 1994 г.). Сегодня мы продолжим эту тему, но проанализируем уже в целом 1994 г. и основное внимание уделим не столько деталям, сколько общим тенденциям.


Итоговый рост общего уровня потребительских цен по регионам Западной Сибири за 1994 г. и его структура в сравнении с данными по России в целом представлены в таблице.

 

 

 

 

 

 

Индексы потребительских цен

за 1994 г. (к началу года, %)

 

Регион

Свод-

ный ин-

декс цен

В том числе

 

продо-вольст-венные товары

непродо-вольст-венные товары

платные услуги

 

Россия

324

310

290

760

 

Алтай-ский кpай

270.9

260.1

237.3

652.5

 

Кемеpов-ская обл.

383.7

279.9

271.6

2650.0

 

Новоси-биpская обл.

351.5

311.4

258.5

1242.9

 

Омская обл.

309.0

330.3

253.0

515.5

 

Томская обл.

306.6

318.8

257.7

693.9

 

Тюмен-ская обл.

281.0

284.7

250.2

646.5

 

 

 

 

 

 

 

На рис. 1-4 представлены "траектории" сводных и частных индексов потребительских цен в течение 1994 г. (чтобы не загромождать рисунки, показаны только четыре региона – с наибольшими и наименьшими темпами роста цен за год; индексы на них – по отношению к началу года).

Как видно, самые высокие темпы инфляции были в Кемеровской области, где за год цены выросли в 3,8 раза, и в Новосибирской – в 3,5 раза, тогда как в целом по России  – в 3,2 раза. Эти области отличаются значительным увеличением цен на услуги: в 26,5 раза в Кемеровской обл. и в 12,4 раза в Новосибирской (при росте цен на товары соответственно в 2,7-2,8 и 2,6-3,1 раза). Именно за счет этого уровень инфляции в данных областях превысил среднероссийский. На остальных территориях Западной Сибири увеличение общего уровня цен отставало от среднероссийского. Наименьшее оно в Алтайском крае – в 2,7 раза. Диапазон различий между годовыми темпами роста потребительских цен в Западной Сибири составил, таким образом, 113 процентных пунктов. Минимальный уровень отстал от российского на 53, а максимальный превысил последний на 56 пунктов.

Наибольший рост цен в России в 1994 г. пришелся на январь, составив 21%. В Западной Сибири он колебался от 12,7% до 25,1% (здесь и далее мы отбрасываем последствия резких скачков цен на услуги). В феврале-мае потребительские цены в России увеличивались ежемесячно на 8%-10%, в Западной Сибири – в диапазоне 4,5%-11,4%. В течение июня-августа темпы инфляции в России были самыми низкими: 4%-5% в месяц, в Западной Сибири –3,9%-8,5%. После летней передышки темпы инфляции в России начали увеличиваться – примерно до 7% в сентябре, а после падения курса рубля составили 15,1% в октябре, 14,1% в ноябре и 16,4% в декабре. В Западной Сибири этот процесс происходил с некоторым отставанием: в сентябре прирост цен был в пределах 4,8%-7%, в октябре – 9,7%-13%, в ноябре – 12,7%-19,5% и в декабре – 11,2%-16,2%.

Разрыв в темпах роста цен на продовольственные товары по районам Западной Сибири составил от 2,6 раза в Алтайском крае до 3,3 в Омской области. Размах межрегиональных различий в темпах роста цен на промышленные товары вдвое меньше, чем на продовольственные: от 2,4 раза в Алтайском крае до 2,7 в Кемеровской обл., причем во всей Западной Сибири они ниже среднероссийских – в пределах 20-50 процентных пунктов.

Особенно сильный разрыв между районами Западной Сибири наблюдался в темпах роста цен на услуги. В Кемеровской области они более чем в 5 раз превысили темпы роста цен в Омской области (т.е. диапазон – 2135 процентных пунктов) и в 3,5 раза обогнали среднероссийские. В Новосибирской области это соотношение соответственно составляет 2,4 и 1,6 раза. В остальных регионах рост цен на услуги был ниже, чем по России в целом. Основной причиной роста цен на услуги в Кемеровской и Новосибирской областях стало повышение жилищных тарифов. Так, за год тарифы на жилищно-коммунальные услуги в Новосибирской области выросли в 460 раз (в том числе на услуги жилищного хозяйства – почти в 100 раз).

Однако, если сектор услуг занимает на рынке особое положение (услуги потребляются там же, где производятся), то с большей частью товаров положение иное. По логике, высокий уровень цен, и, следовательно, спрос на определенной территории, должны вызывать увеличение притока товаров извне, что будет сдерживать темпы дальнейшего роста цен. И наоборот, низкий уровень цен в регионе способствует вывозу товаров, а это будет приводить к более быстрому росту цен из-за сокращения предложения. Таким образом, резкие межрегиональные разрывы между уровнями цен на товары "невидимая рука" рынка должна сглаживать. Однако динамика цен далеко не соответствует таким ожиданиям.

Как видно на рис. 2, в Алтайском крае в течение всего года цены на продовольственные товары росли медленно и оставались самыми низкими в Западной Сибири, более того, разрыв с уровнями цен в других регионах за год увеличился. Не соответствует представлениям о механизме выравнивания уровней цен динамика цен на продовольствие и в других регионах вплоть до октября. Так, для Кемеровской области, выделявшейся в начале 1994 г. высокими ценами, до апреля характерен и самый высокий темп их роста. К концу мая темпы роста цен (по отношению к началу года) во всех регионах, за исключением Алтайского края, сравнялись, так что вплоть до конца сентября межрегиональные различия уровней цен практически не менялись в сравнении с началом 1994 г. Отличия темпов роста (без Алтайского края, но с учетом не показанной на рис. 2 Тюменской обл.) на этом отрезке года составляли: в мае 2,2 процентных пункта, в июле – 5,1, в августе – 6,3, в сентябре – 5,0. Несколько ближе к ожидаемому поведение цен в Кемеровской и Омской областях в последние три месяца 1994 г. В Кемеровской области темпы роста цен с октября начали оставать от других регионов (кроме Алтайского края). В итоге индекс цен на продовольственные товары к концу года стал меньше, чем в следующей (если пропустить Тюменскую область, о которой будет сказано дальше) по величине индекса Новосибирской области на 31,5 процентных пункта. В Омской области цены на продовольствие с сентября растут быстрее, чем во всей Западной Сибири, обогнав к концу года ближайшую по темпам роста цен Томскую область на 11,5 процентных пунктов. Что же касается Тюменской области, то по темпам роста цен на продовольственные товары она опередила Кемеровскую область (хотя, учитывая исходный уровень цен, должна была бы отстать от нее), однако ненамного – на 4,8 пункта. Эти темпы ниже, чем в Новосибирской области, на 26,7 пункта.

Однако даже в тех случаях, когда тип динамики цен соответствовал ожидаемому, ее количественные характеристики оказывались недостаточными для того, чтобы произошли качественные изменения. В итоге к началу 1995 г. по уровню цен на продовольствие Тюменская область так и осталась на первом месте в Западной Сибири, а Кемеровская – на втором (но надо сказать, что в последней цены заметно сблизились с новосибирскими). Алтайский край и Омская область по-прежнему продолжают оставаться самыми дешевыми в Западной Сибири.

Аномальная, с точки зрения представлений о действии рыночного механизма, динамика цен может быть объяснена следующими причинами. Во-первых, влиянием нерыночных факторов. Это главным образом действия местных властей, считающих, что дать населению продовольствие – по-прежнему их забота, а не дело рынка, и руководствующихся при этом установками светлой памяти "Продовольственной программы" на самообеспечение регионов. Сводятся же они в основном к административным запретам на вывоз производимых в регионе продовольственных товаров (чем, кстати, отличаются Алтайский край и Омская область). Такой односторонний – по отношению к потребителям – "региональный протекционизм" действительно дает эффект, но недолговечный, поскольку губителен для производителей. Через некоторое время это может привести к сокращению предложения и соответственно ускоренному (в сравнении с другими регионами) росту цен. "Искажающее" воздействие на темпы инфляции (но уже в сторону их увеличения) могла оказать также отмена в 1994 г. дотаций и регулирования цен на ряд продовольственных товаров в некоторых регионах.

Из рыночных факторов немаловажное значение имеет территориальная дифференциация платежеспособного спроса, обусловленная значительными межрегиональными разрывами в уровне денежных доходов населения. Статистика доходов крайне недостоверна, поэтому воспользуемся данными о средней зарплате. Минимальная по Западной Сибири зарплата была в Алтайском крае: в январе 1994 г. она равнялась 98,8 тыс.руб., в ноябре - 207 тыс.руб. (мы не берем декабрь, поскольку он непоказателен из-за выплат по итогам года). По отношению к Алтайскому краю средняя зарплата в процентном отношении на других территориях составила: в Омской области – 115,9% в январе и 113% в ноябре, в Новосибирской области – соответственно 119,6% и 121%, в Томской области – 162,4% и 155,4%, в Кемеровской области – 216,1% и 201,9%, в Тюменской области – 355,7% и 339,3%. Как видим, место по уровню средней зарплаты соответствует месту по уровню дороговизны. Однако видно также, что темп роста зарплаты во всех регионах практически одинаков, так что соотношения между уровнями зарплаты остаются постоянными (правда, к ноябрю эти уровни сблизились в сравнении с январскими, но лишь слегка). В такой ситуации межрегиональные различия в уровне зарплаты могут только замедлить процесс сглаживания резких разрывов в ценах, но не устранить тенденцию к этому (и тем более не изменить ее на противоположную).

Имеется также специфичный для Западной Сибири фактор, подмеченный Юрием Вороновым и названный им "ценовой пробкой" ("РА" N 3, 1995 г.). Он обусловлен высоким уровнем цен в Тюменской области, вследствие чего получаемая в ней норма прибыли на поставках товаров с запада в среднем оказывается выше, чем в остальных районах Западной Сибири. Это в некоторой степени является барьером, уменьшающим "проникновение" товаров из европейской части России и Европы далее на восток, что, конечно, также не способствует выравниванию уровней цен.

Главное же – отсутствие целостной и развитой системы оптовой торговли (точнее, инфраструктуры рынка потребительских товаров), охватывающей всю страну и гибко реагирующей на территориальные различия рыночной конъюнктуры и их изменения. Оптовая торговля в основном кустарна и по уровню профессионализма весьма далека от цивилизованных стандартов. Главным принципом в ней является закупка и распределение разовых партий товаров, а не устойчивые долговременные связи. Исключение составляют лишь небольшие товарные группы, не делающие погоды на рынке, и состоящие исключительно из импортных товаров (жевательная резинка, шоколадные батончики, некоторые марки сигарет, бытовая электроника).

Все сказанное позволяет сделать вывод, что ни единого российского, ни даже сибирского рынка потребительских товаров нет. А фрагментарность рынка приводит к тому, что межрегиональные различия в динамике инфляции определяются не столько рыночными закономерностями, сколько случайными факторами.