Недвижимость Сибири, 24 августа 1995 г., № 33 (81), с. 2

 

Кто строит дешевле?

 

Читателя, который ждет, что в ответ на поставленный в заголовке вопрос будут названы определенные строительные фирмы, сразу же разочарую – ни одного названия в тексте не будет. Перво-наперво, чтобы избежать обвинения в завуалированной рекламе. Главное, однако, не в этом. Заявляя, что в такой-то фирме затраты на строительство меньше, чем в другой, нужно подтвердить это конкретными цифрами и фактами. Но сейчас сведения об издержках и реальной себестоимости строительства – самая свято охраняемая тайна строительных фирм, постороннему их почти невозможно увидеть, не то что опубликовать. Содержание статьи в значительной мере основывается на косвенных данных и на полученных неофициальным путем, поэтому в ней не будет и конкретных цифр, приходится ограничиваться качественными соображениями.

Хотя информация, которую удалось собрать, не отличается полнотой и не всегда можно судить о степени ее достоверности, она четко приводит к любопытному, хотя и достаточно общему, выводу. Фирмы, ведущие жилищное строительство в Новосибирске, можно разделить на две группы. Первая – это фирмы, которые были с самого начала созданы (в последние годв) как частнопредпринимательские, зачастую «с нуля», они дальше будут именоваться «частными фирмами». Вторая – бывшие государственные строительные организации, сменившие форму собственности в результате акционирования-приватизации, они будут далее называться «постгосударственными фирмами». И имеющаяся информация говорит о том, что (нужно оговориться, как правило) реальная себестоимость жилищного строительства в частных фирмах ниже, чем в постгосударственных.

Отсюда, конечно, не следует, что частная фирма всегда запрашивает с заказчика строительства жилого дома меньшую цену, нежели постгосударственная, или что дешевле продает квартиры в построенных ею домах – здесь многое зависит от конъюнктуры. Значит же это то, что при равной исходной цене строительства, запрашиваемой частной и постгосударственной фирмами, у частной больше возможностей снизить ее. Не случайно сопровождает слово «себестоимость» прилагательное «реальная». При нынешнем драконовском налогообложении любая фирма заинтересована в том, чтобы занизить показываемую в отчетах прибыль, завысив издержки. Имеются в виду не криминальные способы сокрытия доходов, а вполне легальные, основывающиеся на искусстве бухгалтеров, – и их практикуют даже самые законопослушные фирмы (к слову сказать, и об этом будет речь впереди, постгосударственные подрядчики обычно грешат этим в большей степени, чем частные). Под реальной понимается себестоимость, «очищенная» от таких искажений (понятно, что ни в каких документах она не фигурирует).

Причины, по которым деятельность частных строительных фирм эффективнее, чем постгосударственных, можно разделить на субъективные и объективные. Первые – это «пережитки социализма». Психология постгосударственных подрядчиков формировалась, когда они еще не были «пост»: в условиях дефицита строительных мощностей, «рынка продавца». И хотя теперь строительных мощностей в избытке, а дефицитны, наоборот, заказы на строительство, сохранились прежние привычки: стремление диктовать заказчику свои условия (известны даже случаи отказа от «невыгодных» – по каким-либо соображениям – объектов, несмотря на недозагруженность), необязательность (причем в договорах подряда не оговаривается финансовая ответственность за невыполнение многих включенных в него обязательств), низкое качество работ вкупе с низкой технологической культурой (к примеру, пренебрежение некоторыми «второстепенными» требованиями строительных норм и правил).

Прямое же влияние на издержки строительства оказывают сохранившиеся традиции «растратного» ведения работ. В частных фирмах осуществляется жесткий контроль за издержками строительства и прилагаются постоянные усилия по их снижению, как и положено на частном предприятии. Смена формы собственности в постгосударственных фирмах к таким результатам не привели (хотя нельзя не сказать, что бесхозяйственности стало заметно меньше). Пресловутое «чувство хозяина» – что все издержки есть плата из собственного, а не из государственного, кармана – в них ощущается слабо, а у «хозяев»-акционеров из числа рядовых членов трудового коллектива отсутствует вовсе.

Принципы ценообразования в постгосударственных фирмах во многом сохранили отпечаток «планового хозяйства». Частные строительные фирмы устанавливают цены самостоятельно, исходя из соображений конкурентоспособности (в частности, побуждающей ограничивать рентабельность, подчас довольно скромной величиной, и снижать издержки строительства). Постгосударственные подрядчики устанавливают цены на основе «коэффициентов удорожания строительства», утверждаемых мэрией. Рассчитываются же коэффициенты самими подрядчиками, которые стремятся «вогнать» в них максимум издержек и потому, понятно, не заинтересованы в их снижении.

Объективные причины более высоких затрат в постгосударственных фирмах – также наследие прошлых времен. Персонал этих фирм сократился в гораздо меньшей степени, чем уменьшились объемы работ. Содержание же избыточного персонала (сохраняемого в основном по социальным соображениям, в чем грех упрекать) заметно увеличивает себестоимость строительства. К тому же постгосударственные подрядчики обременены социальной инфраструктурой, от которой хотя и стараются избавиться, но в той или иной мере вынуждены по-прежнему содержать, включая расходы на это в состав своих затрат.

Многие постгосударственные подрядчики имеют значительные земельные участки – производственные и складские территории. Используются же они весьма расточительно – достаточно посмотреть хотя бы на огромные складские территории, заваленные металиическим хламом и железобетонными глыбами, которые уже никогда не пойдут в дело. А земельный налог за эти территории ложится на затраты подрядчика (хотя такие издержки не составляет труда сократить, очистив излишние земельные площади и вернув их городу).

Из сказанного следует, что можно заметно удешевить строительство муниципального жилья, если подключить к нему новые частные фирмы, столкнув их в конкурентной борьбе с постгосударственными. Механизмом для этого являются подрядные торги (тендеры), являющиеся во всех странах с рыночной экономикой основным способом распределения заказов на муниципальное строительство. Но об этом – в следующей статье.

Константин Глущенко