Русская Азия, 30 ноября1994 г., № 42 (72), с. 12

 

ЖИЛИЩНАЯ ПРОБЛЕМА:

БЕСПЛАТНЫЙ СЫР БЫВАЕТ ТОЛЬКО В МЫШЕЛОВКЕ

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Константин ГЛУЩЕНКО,  кандидат экономических наук,  Евгений КИБАЛОВ, кандидат экономических наук,

Александр ХУТОРЕЦКИЙ, кандидат физико-математических наук, Сибирский филиала Международного института строительства

 

Не  "квартирный вопрос", а рынок жилья

По данным Новосибирского облстатуправления, на начало 1994 г. жилищный фонд Новосибирска включал 424,2 тыс. квартир (здесь и далее в их число включаются и индивидуальные дома).

Чтобы решить самый острый вопрос в жилищной проб­леме – предоставить каждой семье (включая одиночек – "семьи" из одного человека) возможность жить в отдельной квартире – объем жилищного фонда Новосибирска необходимо довести до 556 тыс. квартир. Если к этому добавить резервный фонд (5%), их число возрастет до 584 тыс., т.е. нынешний жилищный фонд следует увеличить более чем на треть, постро­ив в дополнение к существующим 160 тыс. квартир и индивиду­альных домов. Тогда обеспеченность жильем в расчете на тыся­чу жителей составит 412 квартир, в то время как нынешний уро­вень – 299 (в целом по России – 336).

По самым минимальным оценкам, чтобы построить 132-160 тыс. квартир, нужно ввести в действие 7,9-9,6 млн. кв. м общей площади жилых домов. Пик жилищного строительства в Новосибирске был достиг­нут в 1988 г., когда было введено в действие 678 тыс. кв. м общей площади жилья (11 тыс. квартир); к 1993 г. оно сокра­тилось более чем вдвое – 320 тыс. кв.м (5 тыс. квартир). При среднегодовых объемах строительства на уровне 1993 г. для ликвидации дефицита квартир потребуется от 25 до 30 лет, если же они будут соответствовать пиковому уровню 1988 г. – от 12 до 14 лет. Таким обра­зом, минимальная задача – увеличить нынешние объемы жилищно­го строительства вдвое, восстановив уровень 1988 г. (0,7 млн. кв.м общей площади в год). Хотя срок в 12-14 лет предс­тавляется вполне разумным, но и он – учитывая остроту и нас­тоятельность жилищной проблемы – не внушает оптимизма. Поэтому представляется, что для того, чтобы срок ликви­дации жилищного дефицита был социально приемлемым, среднего­довой объем строительства должен превысить уровень 1988 г. по меньшей мере в 1,5 раза, т.е. составить не менее 1 млн. кв.м общей площади.

Может вызвать сомнения возможность быстрого наращивания мощностей строительного комплекса Новосибирска до 0,7 и, тем более, 1 млн. кв.м в год. Однако существовавшие ранее строи­тельные мощности в значительной степени еще сохранились, к ним добавляются вновь созданные частные строительные фирмы. По осторожной оценке, сегодняшний потенциал (включая возможности хозспособа, индивидуального строительства и т.д.) – 0,5 млн. кв.м в год, но используется он всего на 60%. Да и нехватка местных строительных мощностей не препятствие для роста объ­емов жилищного строительства – к услугам финансово состоя­тельных заказчиков подрядчики из других регионов страны и из-за рубежа.

Таким образом, "технических" проблем доведения интен­сивности жилищного строительства в Новосибирске до уровня 0,7-1 млн. кв.м в год нет. Как и положено в рыночной эконо­мике, единственный дефицитный ресурс – это деньги. Нет нуж­ды доказывать, что государству (к какому бы процветанию ни пришла российская экономика) необходимый объем финансирова­ния не по силам – главную его часть составят негосударствен­ные средства и, следовательно, основную тяжесть решения жи­лищной проблемы будут нести частнопредпринимательские струк­туры, а преобладающим механизмом обеспечения жильем станет рынок жилья. При этом возникает многообразие путей финанси­рования жилищного строительства, и успешное решение жилищной проблемы будет возможно только при эффективном развитии всех возможных направлений. Именно в поддержке их становления и развития, а не столько в прямом финансировании строительст­ва, и видится основная роль государства в решении жилищной проблемы в нынешних условиях.

Это значит, что городские власти должны рассматривать строительство муниципального жилья как частную задачу, свя­занную с решением не столько "квартирного вопроса", сколько проблемы социальной защиты определенных слоев и групп насе­ления (не способных обеспечить себя жильем за свой счет). Основную же долю внимания следует переключить на рынок жилья, точнее, на решение двух задач – стимулирование плате­жеспособного спроса населения на жилье и стимулирование предложения жилья. Это, конечно, потребует определенных зат­рат, но они несравнимы даже с нынешними расходами на прямое финансирование жилищного строительства (не говоря о том, что во многих случаях требующаяся от городских властей поддержка не имеет финансового характера).

Почему-то в обществе утвердилось мнение, что есть лишь два пути улучшения жилищных условий: либо бесплатно получить муниципальную квартиру, либо купить жилье. Выходит, что для подавляющей доли населения, не относящейся ни к бед­ствующим, ни к богатым, ситуация безвыходна. При этом удиви­тельным образом забывается, что есть третий путь – аренда жилья, и что рынок жилья это не только рынок квартир и до­мов, но и рынок аренды.

В нынешних российских условиях коммерческое арендное жилье (то, что до революции называлось "доходными домами") могло бы внести весомый вклад в смягчение жилищной проблемы и, казалось бы, государство должно направить значи­тельные усилия на то, чтобы стимулировать возникновение ком­мерческого сектора жилищного фонда и "арендного" бизнеса. Однако, как ни поразительно, в Государст­венной целевой программе "Жилище" об арендном жилье нет ни слова. Нет сомнений, что если бы "арендный" бизнес стал (с помощью тех или иных льгот) привлекательным, то возник бы немалый приток частного капитала в жилищное строительство – на возведение "доходных домов".

Деньги есть, их нужно только уметь взять

В финансировании жилищного строительства можно выделить два потока средств. Первый – средства институциональных ин­весторов. Это – бюджетные деньги (на строительство социаль­ного жилья), частнопредпринимательский капитал (на строи­тельство "доходных домов") и т.д. Такому финансированию соответствует бывший у нас прежде единственным принцип орга­низации строительства – работа "на заказ", т.е. выполнение подряда на строительство жилого дома. При этом заказчик-зас­тройщик финансирует работы по ходу строительства, обычно авансируя их, что снимает с подрядчика заботу об оборотных средствах (хотя в наших условиях это не совсем так из-за массовых неплатежей).

Второй поток, который должен будет становиться все ве­сомее – средства населения, покупающего отдельные квартиры (или готовые односемейные дома). Ему соответствует иной принцип организации строительства – работа "на рынок", на неизвестного заранее потребителя. Другими словами, подрядная фирма строит дом сама (т.е. сама же является застройщиком) и затем распродает квартиры в построенном доме. Понятно, что для этого ей нужны значительные оборотные средства, которые, как правило, являются заемными. Вообще в реализации данного принципа заемные средства играют основополагающую роль: строительство ведется за счет строительной ссуды, возвращае­мой из выручки от "поквартирной" продажи построенного дома, а каждый из покупателей, в свою очередь, приобретает кварти­ру за счет ипотечной ссуды (под залог этой же квартиры), ко­торую выплачивает из своих доходов в течение 20-30 лет.

Именно ипотечное кредитование является мощнейшим рыча­гом стимулирования платежеспособного спроса населения на жилье (даже в богатых странах мало кому по карману сразу же выложить сумму, необходимую для покупки жилища). Оно, пожа­луй, один из самых надежных (и истинно рыночных) путей обес­печить постоянный приток средств в жилищное строительство. Высокий уровень инфляции, как показывает опыт ряда страдаю­щих этим недугом стран, не препятствие для успешности ипо­течного бизнеса, есть и многочисленные разработки схем кре­дитования, рассчитанных на российские условия. Конечно, ор­ганизация системы ипотечного кредитования связана с немалыми проблемами (чего стоит хотя бы несовершенство нашего законо­дательства), но они вполне разрешимы. Это показывает, к при­меру, опыт Ярославля (с удивительно мягкими, по нашим сегод­няшним меркам, условиями выдачи ипотечных ссуд: срок 10 лет при 28% годовых), московских Ипотечного Стандартбанка и Фе­дерального чекового инвестиционного фонда социальной защиты и др.

Новосибирский опыт пока негативен. Вспомним в этой связи лоп­нувший Сибирский ипотечный банк. Радует, правда, что это никак не связано с его ипотечными операциями – к ним банк так и не приступил. Тем не менее уроки извлечь следует. В "странах капитала" возможность краха ипотечных банков перек­рыта законодательством, которое ограничивает их деятельность определенными рамками (запрещая, в частности, заниматься рискованными операциями) и предусматривает систему контроля за ней. Поскольку у нас этого пока нет, нужны иные способы защиты интересов жителей города, ставших клиентами ипотечно­го бизнеса (как вкладчиков, так и заемщиков), а именно, не­посредственное участие мэрии в деятельности структур, осу­ществляющих ипотечные операции, с постоянным контролем за ней. Поскольку у нас этого пока нет, нужны иные способы защиты интересов жителей города, ставших клиентами ипотечного бизнеса (как вкладчиков, так и заемщиков), а именно, непосредственное участие мэрии в деятельности структур, осуществляющих ипотечные операции, с постоянным контролем за ней. Поэтому самое место ипотечному бизнесу, на наш взгляд, в Муниципальном банке, в котором мэрия контролирует пятую часть уставного капитала (больше, чем любой из учредителей). Ипотечное кредитование – как раз то направление финансирова­ния жилищного строительства, создание и развитие которого требует от мэрии не финансовой, а организационной поддержки. Но пока особой активности ни мэрии, ни самого Муниципального банка в этом направлении не замечается.

Возможности пользоваться заемными средствами сейчас ли­шены не только потребители, но и производители жилья. Тому две причины: высокие процентные ставки и ограниченность сроков кредита нес­колькими месяцами. Но практика нашла выход: финанси­рование строительства в обход банковской системы, непосредс­твенно потребителями жилья. При этом строительная фирма вы­ходит на рынок жилья не после завершения строительства жило­го дома, а до и в процессе него (продавая не готовое, а бу­дущее жилье). Здесь есть два фактора, которые сужают возмож­ности использовать средства населения в жилищном строитель­стве: во-первых ограниченность контингента инвесторов лица­ми, заинтересованными в улучшении своих жилищных условий и, во-вторых, недостаточность средств у большей части таких лиц. Но найдены и способы ослабить эти ограничения.

Круг инвесторов расширяется путем привлечения тех, для кого целью вложений в жилищное строительство является не приобретение жилья, а сохранение и приумножение своих сред­ств (путем покупки жилищных сертификатов, облигаций и т.п., обеспеченных жилой недвижимостью). Это может весьма значи­тельно увеличить финансовую базу жилищного строительства. По далеко не полным данным облстатуправления, только прирост сбережений жителей Новосибирской области во вкладах и ценных бумагах за первое полугодие составил 239,3 млрд. руб. (19% от учтенных статистикой доходов населения), из которых на сам Новосибирск приходится, по-видимому, более половины. Сю­да следует добавить такие же сбережения, имевшиеся к началу 1994 г., а также сбережения в валюте, наличных деньгах и др. Так что свободные деньги есть, но как во всякой рыночной экономике – не исключая нынешнюю российскую – основная их часть находится у населения, главным образом в виде неболь­ших, но многочисленных сумм. В развитых рыночных экономиках концентрацию мелких накоплений населения в необходимые для ведения производства крупные суммы (куда они "перекачивают­ся" в форме кредитов) осуществляет банковская система. У нас же производители жилья вынуждены брать на себя и эту функцию.

Что же касается недостаточности средств у тех, кто хо­чет приобрести жилье, то возможности ее преодоления по срав­нению с ипотечным кредитованием очень ограничены. Они заклю­чаются в дроблении и рассрочке платежей, а также некоторых, довольно ограниченных, льготах покупателям. Главный же не­достаток в том, что если при ипотечном кредитовании покупа­тель сначала получает квартиру, а расплачивается за нее по­том, в течение долгого времени, то в нашем случае последова­тельность обратная – сначала нужно оплатить будущую квартиру (правда, в некоторых применяемых в Новосибирске схемах – частично, но эта часть довольно велика: не менее 70%) и лишь после этого в нее можно будет вселиться. При мелких вложени­ях срок ожидания квартиры может быть очень долгим, например, 10 лет. А это означает в наших условиях довольно высокую рискованность вложений.

Гарантии мэрии – самые надежные

Отсюда видно, в чем может состоять поддержка городскими властями таких направлений финансирования жилья. Во-первых, мэрия могла бы взять на себя функции гаранта (в обмен на право контроля за соблюдением фирмой интересов вкладчиков). Это позволит значительно повысить доверие населения к вложе­нию средств в жилищное строительство. Надо сказать, что не­доверие к деятельности частных фирм и к выпускаемым ими цен­ным бумагам весьма ограничивает возможности привлечения средств жителей в жилищное строительство. Оно имеет под со­бой как субъективную основу – городским властям люди доверя­ют все же больше, чем частным фирмам, так и объективную, подкрепленную рядом недавних скандалов с ценными бумагами. Гарантии мэрии будут служить солидным противовесом.

Во-вторых, с помощью мэрии часть жителей города смогла бы увеличить свои финансовые возможности. Речь идет о тех, кто квартиру уже имеет, но нуждается в более просторной. Возможности продать ее, чтобы вложить деньги в строительство новой, доплачивая какое-то время недостающую сумму, у боль­шинства нет, поскольку это "какое-то время" нужно где-то жить. Но даже если переждать нужный срок есть где, ставка риска в случае каких-либо коллизий слишком высока: потеря не только вложенных денег, но и квартиры. Выходом может быть "отсроченная" (или, выражаясь изящно, "фьючерсная") продажа квартиры, когда прежний владелец проданной квартиры продолжает какое-то оговоренное время (скажем, 3-5 лет) проживать в ней. Для риэлтерских фирм такие операции могут оказаться невыгодными. Для мэрии же критерием является не прибыль­ность, а социальная целесообразность. С этой точки зрения выгоды "отсроченной" продажи состоят в том, что бывший владелец получает возможность улучшить свое жилищное положение, причем за собственный счет, а мэрия – квартиру, которую через определенное время может предоставить очереднику из имеющих право на "социальное жилье", причем зачастую оно обойдется дешевле, чем вновь построенная (особенно в случае низколиквидного жилья – на первых этажах, в крупнопанельных домах старых серий и т.п.).

Остается все же вопрос, доступна ли в нынешних условиях покупка жилья за счет своих средств заметному слою населения, не имеющему сверхвысоких доходов, или лишь малой части жителей города. От ответа на него зависит, может ли дать привлечение средств населения существенный вклад в решение жилищной проблемы. Но об этом - в следующей статье.

 

г. Новосибирск