АМНЕЗИЮ НАДО ЛЕЧИТЬ

 

В «Аргументах и фактах» № 18 [2009 г.] был опубликован текст Николая Харитонова, депутата Госдумы и известного борца за дело Ленина-Сталина, в которой он настаивает на недопустимости восстановления исторической топонимики – дескать, приговор ей окончательный и обжалованию не подлежит. «Кому в голову приходит эта нелепая идея - вымарать с карты страны целый пласт нашей великой истории?» – удивляется он.

 

Забавная у товарища Харитонова логика: как раз такая и называется «двойным стандартом». То, что большевики вымарывали с карты страны не то что какой-то пласт нашей истории, а всю историю, будто бы ничего до 1917 года и не было, – это вполне нормально. А восстановление уничтоженных исторических названий – «нелепая идея». При том, что сами большевики к своему «пласту истории» относились без трепета, вымарывая из него слой за слоем. Где Троцк, Зиновьевск, Кабаковск, Сулимов, Ежово-Черкесск, Микоян-Шахар, Щербаков, Каганович, Молотов, Ворошиловград и ещё десятки городов, посёлков и сёл, носивших имена «выдающихся партийных и государственных деятелей» и «вождей» разного калибра? (К слову, не уверен, что сам товарищ  Харитонов сможет сразу сказать, что за вожди такие были Кабаков и Сулимов, чуть было не оставившие бессмертный след на карте страны). Про названия улиц и говорить нечего, наверное, невозможно и счесть, сколько там одних «святых» имён сменялось другими.

Да и выглядят сами большевистские «святцы» довольно странно – в них в конце концов остались всё больше те, кто успел вовремя умереть своей смертью или пасть от рук врагов. А вот чем они заслужили причисления к лику «коммунистических святых», понятно не всегда. С Дзержинским всё ясно – основатель советской охранки, это, конечно, святое (ведь именно за это его именем названы города и тысячи улиц, а вовсе не за то, что он отмыл-обул-обучил беспризорников), но для меня всегда, даже при изучении истории КПСС, было загадкой, что же такого эпохального совершил Киров, что не найти города, где бы не было названной в его честь улицы. В 1986-1987 годах в СССР 27 городов и посёлков носили имя Кирова и столько же – имя Ленина (правда, было ещё два посёлка Ленинградских). В РСФСР Ленин всё же был немного впереди – 11 городов и посёлков (плюс посёлок Ленинградский), Киров удостоился только 10. Подвиг неизвестен, имя бессмертно… А Куйбышев? За что, за какие невероятные свершения он должен быть любезен народу?

Пожалуй, нет в мире другой страны, где такое множество городов, посёлков, сёл, улиц и площадей названы именами чиновников разных рангов (а ведь таковыми и являлись, по сути, все эти «видные партийные и государственные деятели»), причём только одного «пласта истории». И уж точно ни один начальник политической полиции – пусть даже её основатель – не удостоился таких почестей, как у нас.   

Большинство, наверно, и правда, ещё помнит, в честь кого названы «тот или иной город, улица». А вот насчёт «почему», сомневаюсь, проводил такой эксперимент. Про Дзержинского отвечали – «потому что создал ЧК», про Кирова – «потому что его убили», про Куйбышева толком никто ответить не смог. Да и насчёт «в честь кого» тоже не совсем благополучно. Многие ли, даже жители Днепропетровска, смогут сказать, что этот город назван в честь Г.И. Петровского? И кто такой этот Петровский, за что ему такая честь?

Для товарища Харитонова свята память почему-то только о советской эпохе. Всё остальное, стало быть, пусть продолжает оставаться в забвении. К примеру, где был подписан Тильзитский договор? Нет такого места на земле, Тильзит! А если покопаться, выясняется, что подписан он был в городе Советске Калининградской области. Такой вот оксюморон. Была в Новосибирске, тогда Новониколаевске, улица, названная именем Н.Л. Гондатти, томского губернатора, в благодарность за помощь, оказанную городу после большого пожара 1909 года. Он же стал первым почётным жителем Новониколаевска (книга почётных жителей Новониколаевска/Новосибирска, по счастью, не была сброшена с корабля современности, и сохранилась до наших дней). Но в 1920-е годы Гондатьевская улица была переименована в улицу Урицкого. Так что новосибирцы должны чтить память начальника питерской ЧК, сроду в Новониколаевске не бывавшего и никакого касательства к нему не имевшего, забыв о каком-то там Гондатти. Ещё одна улица в Новониколаевске носила имя инженера Г.М. Будагова, руководителя строительства железнодорожного моста через Обь, с которого и начался Новониколаевск/Новосибирск. Ныне Будаговская улица называется Большевистской. Куда как святее!

Товарищ Харитонов высказывает гипотезу, что замахиваются на святое «внуки и правнуки тех, кто был обижен советской властью – раскулачен, репрессирован» (кстати, ещё живы и некоторые сами «обиженные», и их дети – советская власть «обижала» своих подданных не только в 1920-30-е годы, это продолжалось до самой смерти Сталина). А что, нет у них такого права, даже если и так? Ведь не о горстке людей речь идёт, таких наберётся несколько миллионов. Но товарищ Харитонов с оскорбительной небрежностью как бы отмахивается от них, дескать, что их принимать в расчёт – либо «обижены» заслуженно, либо «щепки». А имена палачей – «святые», упаси бог их вымарывать. Вот и продолжает существовать в Новосибирске улица Эйхе. В своё время он был отчислен от лика  коммунистических «святых», но на волне хрущёвской реабилитации был причислен вновь. А ведь у него руки по локоть в крови сибирских крестьян, своих же соратников и просто людей, расстрелянных для выполнения плана по репрессиям. Именно по предложению Р.И. Эйхе были созданы «тройки» – этакие большевистские военно-полевые суды, наделённые правом приговаривать к расстрелу без следствия и судебного разбирательства.

Хороший совет даёт товарищ Харитонов – «не надо передёргивать исторические факты». Но стандарт опять двойной. «Не надо уничтожать памятники» – относится к памятникам советских времён. А к тому, что большевики поуничтожали все памятники царям (уцелел, если не ошибаюсь, единственный – Петру I), да и не только, – нет. Да, стоит в Лондоне памятник Оливеру Кромвелю. Но ведь он и не навтыкал по всей Англии памятники себе и своим соратникам, и не посносил памятники предшествующим королям. Согласно Ленину, памятники –  не элемент исторической памяти, а монументальная пропаганда. Так коммунисты к этому и относились – у народа перед глазами всегда должны маячить их «святые». И бесчисленные памятники Ленину, Дзержинскому, Кирову, Куйбышеву, Калинину и иже с ними по всей стране – в большинстве своём откровенная халтура. И место им, как средствам пропаганды почившей идеологии, в музеях. Уничтожать, и правда, не надо, пусть там и стоят.

Ещё один совет – подружиться с калькулятором – из того же ряда. Почему же товарищ Харитонов не обратился с таким советом в «Правду», когда городам присваивали имена Брежнева, Устинова, Андропова, Черненко, или хотя бы несколькими годами позже, когда партия стирала с карты эти «святые» имена? А как насчёт дружбы со счётами или арифмометром «застрельщиков переименований» более ранних советских времён? Что, в 1920-е годы в разорённой стране были лишние деньги на массовые переименования? А в 1930-е? На самом деле не так уж и много денег потребуется на восстановление исторических названий, если делать это с умом. Зачем в одночасье менять печати-бланки-вывески? Восстановленные наименования вполне могут некоторое время – к примеру, три-пять лет – существовать на равных правах с прежними, постепенно вытесняя их, что сделает процесс переименования довольно безболезненным.

Любопытны взгляды Н. Харитонова относительно власти и властителей. Сталинскую (само это слово не произносится, но ясно читается между строк) эпоху он сравнивает с временами позднего средневековья – эпохами диктатора Оливера Кромвеля и абсолютного монарха Петра I (хотя его царствование формально выходит за пределы средневековья, в России оно, по сути, тогда ещё продолжалось). К слову, почему же никто не говорит, что Пётр I был тираном? Говорят. Петровская индустриализация была построена на костях русского народа, и к концу царствования Петра подданных у него оказалось гораздо меньше, чем к началу. Да, нравы в те времена были другие, жестокость правителя считалась в порядке вещей (однако при этом ни Кромвель, ни Пётр I не спускали планов арестов и казней, даже Гитлер до такого не додумался). Но речь-то идёт о XX веке! Что, не было в нём достойных сравнения «великих руководителей», обходившихся без тирании? Были, правда, в XX веке и другие диктаторы, которые тоже пеклись о благе народа, как они его понимали. Но где они, имена людей, «стоявших у истоков» франкистского, салазаровского, полпотовского, пиночетовского и подобных государств? На памятниках, в именах городов, улиц и площадей?

Невозможно удержаться, чтобы не процитировать замечательный пассаж из статьи Н. Харитонова: «Каждый великий руководитель, государственный деятель делал шаги, которые больно били по населению. Но власть – это всегда больно. Потому что без этой боли народ может и вовсе не выжить, не спастись от врагов». Квинтэссенция большевистской концепции отношения между «населением» и властью! Во имя блага абстрактного «народа» не только можно, но и нужно мордовать население, иначе народу не выжить. Что представляет собой этот самый «народ», знают только посвящённые, говорящие от его имени, а любому представителю населения или даже группе населения заявляющие – вы не народ. Понятно, что власть, которая «всегда больно», – это нечто сакральное, отдельное от народа и стоящее над ним (величие же руководителей, по Харитонову, похоже, определяется степенью злодейства). А народ – всего лишь инструмент достижения неких великих целей: прорубания окна в Европу, мировой революции, построения социализма в отдельной стране, восстановления территории страны в границах Российской империи 1914 года. Современное воззрение, что власть это всего-навсего институт, обслуживающий население и создаваемый им именно для этого, по-видимому, либерально-интеллигентское сюсюканье. Нынешним большевикам милее средневековые взгляды на власть (хотя основоположник-то научного коммунизма живописал совсем другую картину, гораздо более близкую к современному пониманию власти).

Вот что нас может ждать, если, не приведи господь, сбудется положение программы КПРФ о приходе к власти. Не сразу, наверное, но в конечном итоге получим власть, которая будет делать нам больно для нашего же блага, непрерывно удаляющегося, как горизонт, по мере приближения к нему. А имена «стоявших у истоков Советского государства», запечатлённые в памятниках, географических и городских названиях послужат оправданием и свидетельством исторической преемственности «второго пришествия» коммунистов. Может, в расчёте на это и пекутся они о консервации советской топонимики? Хотя, если придётся, восстановят её разом, не хватаясь за калькулятор и не вопрошая – «сколько всё это будет стоить?».

А исторические факты, и правда, не надо передёргивать. Не о вымарывании советского пласта истории идёт речь, а о восстановлении того, что как раз и было вымарано в угоду ему. О лечении вызванной «оперативным путём» амнезии, затрагивающей историческую память о досоветской эпохе. Если советские названия «исконные», а не начертаны поверх исторических, то пусть остаются. Даже Коммунистические тупики, площади имени Стольки-то-летия Великого Октября, улицы Такого-то съезда – нелепицы ведь тоже история.

 

Константин Глущенко

 

Примечания

Троцк – название города Гатчина в 1923-1929 гг. (с 1929 по 1944 гг. – Красногвардейск).

 Зиновьевск – название города Елизаветград (Украина) в 1924-1934 гг. (с 1934 по 1939 гг. – Кирово, с 1939 г. – Кировоград).

Кабаковск – название города Надеждинск (в нынешней Свердловская области) в 1935-1937 гг. (с 1939 г. – Серов, в честь лётчика А.К. Серова). И.Д. Кабаков – «вождь уральских большевиков», первый секретарь Уральского (затем Свердловского) обкома ВКП(б) в 1929-1937 гг..

Сулимов – название города Баталпашинск (в нынешней Карачаево-Черкесской Республике) в 1934-1937 гг. (в 1937-1939 гг. – Ежово-Черкесск, с 1939 г. – Черкесск).  Д.Е. Сулимов – председатель Совета народных комиссаров РСФСР в 1930-1937 гг.

Микоян-Шахар – название, данное городу Карачаевску (в нынешней Карачаево-Черкесской Республике) при его основании (по другим сведениям, первоначальное название – село Георгиевское), в 1944-1957 гг. – Клухори, с 1957 г. – Карачаевск.

Щербаковназвание города Рыбинск (Ярославская область) в 1946-1957 гг. (в 1984-1989 гг. – Андропов). А.С. Щербаков – «видный партийный и государственный деятель, один из лучших и верных соратников великого Сталина», в 1942-1945 гг. начальник Главного политуправления Красной армии и Совинформбюро. Умер своей смертью.

Каганович – таких городов было несколько: в Московской области (до 1935 г. – Терновск, с 1957 г. – Новокаширск, в 1963 г. включён в состав Каширы), в Донецкой области на Украине (ныне Горняцкое), в Воронежской области (ныне Подлесный), в Азербайджане (в 1957 г. переименован в Серебровский; ныне Гарачухюр), в Киргизии (ныне Сокулук), в Амурской области (до переименования и после 1957 г. – Екатеринославка).

Молотов – название города Пермь в 1940-1957 гг. И не только, было ещё несколько городов с таким названием.

Ворошиловград – название города Луганска (Украина) в 1935-1958 и 1970-1990 гг.

Г.И. Петровский – председатель Всеукраинского Центрального исполнительного комитета с 1918 по 1938 гг. (с перерывами). В 1939 г. снят со всех постов за попустительство «врагам народа», но репрессий избежал и умер своей смертью (в 1958 г.) на должности зам. директора Музея Революции в Москве. Екатеринослав переименован в Днепропетровск в 1926 г.