Коммерсантъ [Западная Сибирь], 16 ноября 2001 г., № 210, с. 13-14

Строительный подъем,

приятный глазу

 

Дома, построенные в Новосибирске в последние годы, легко узнать — они не похожи на своих типовых предшественников и друг на друга. С точки зрения профессиональных архитекторов это, может быть, и не лучшие образцы, но нельзя не признать: здания, построенные в рыночные времена, обогатили облик Новосибирска больше, чем все, что было возведено за пару предшествующих десятилетий.

 

Многое из того, что было построено в центральной части города в семидесятых и восьмидесятых годах, не только игнорировало архитектурное окружение, но и попросту уродовало его. Например, телефонная станция за площадью Ленина явно «задавила» своей громадой стоящее перед ней здание областного управления Центробанка. Не говоря уже о революционных скульптурах перед оперным театром, которые совершенно не гармонируют со своим фоном — колоннадой театра.

Участок Красного проспекта, где теперь высится кинотеатр им. Маяковского, ранее был застроен примыкавшими друг к другу двухэтажными кирпичными домами. К сегодняшнему дню от них осталось только здание аптеки. Они были далеко не шедеврами, на памятники архитектуры не тянули, но придавали всему кварталу шарм дореволюционной провинциальности, очень трогательный для обитателей современного мегаполиса. Недаром это было любимым местом тусовки стиляг 60-х годов. Заменой стал бездушный стеклянный куб кинотеатра, какой можно встретить в любом крупном городе.

Да и с архитектурными памятниками не очень церемонились. Между улицами Горького и Чаплыгина стоял Второй городской торговый корпус, похожий на сохранившийся близ площади Ленина Первый, в котором сейчас расположен краеведческий музей. Там находилась известная на весь город пельменная, магазин «Табаки» и еще несколько уютных магазинчиков. Торговый корпус снесли, построив на этом месте безликую высотку для одной организации со стилобатом для «современного» магазина.

Для возведения бывшего общежития партшколы и Дома быта на Красном проспекте таких жертв, слава богу, не потребовалось (насколько помнится, на их месте стояли деревянные двухэтажки), но и они среди окружающих зданий выглядят  как нечто инородное.

Зато новенький дом на площади Ленина, в котором сейчас идут отделочные работы, очень естественно вписался в свое место. Это мнение разделяют многие новосибирцы, с которыми доводилось беседовать, хотя оно не совпадает с мнением ряда известных архитекторов.

Хорошо смотрится новая застройка Вокзальной магистрали. Бетонный забор напротив ЦУМа, собиравшийся, казалось, пережить египетские пирамиды, в начале нового тысячелетия все же пал, открыв взору шеренгу новых жилых домов. Нельзя сказать, что они отличаются особыми архитектурными достоинствами, но зато представляют собой единый ансамбль.

Путь новосибирских строителей к новому подъему оказался непростым. Апогея ввод в строй жилья достиг в 1988 году, когда было сдано более 600 тыс. кв. метров общей площади. Ни до ни после такого не случалось. Затем последовал долгий спад, который сменили локальные достижения и провалы. Сейчас, по мнению многих строителей, инвесторов и дивелоперов, жилищное строительство в  Новосибирске находится на подъеме.

Причин тому несколько. Положительный импульс дал кризис 1998 года. Он, конечно, ударил и по строителям: банковские неприятности задели и их. Немало пострадали также фирмы, ориентировавшиеся на импортные технологии, материалы, оборудование. Но кризис вызвал резкий рост спроса на жилье, длившийся почти год. Стремясь спасти стремительно обесценивавшиеся рубли, состоятельные новосибирцы стали вкладывать их в строящиеся квартиры.

Дошло до того, что года полтора назад нельзя было приобрести приличную квартиру в новом доме — еще строящемся и, тем более, уже готовом — все было раскуплено. На рынке оставались лишь огромные очень дорогие «хоромы» и «второй сорт».

Столкнувшись с нехваткой предложения, строительные фирмы были вынуждены ускорить подготовку нового строительства. Немало поспособствовало оживлению и назначение Новосибирска столицей федерального округа. За властью в город потянулся бизнес. Новый приток средств компенсировал сокращение послекризисного ажиотажного спроса.

Как известно, в рыночной экономике ориентиром для производителей служат «ценовые сигналы». На новосибирском жилищном рынке они куда как выразительны: за последний год с небольшим цены на жилье выросли почти вдвое, далеко обогнав инфляцию. Сейчас цены в Новосибирске оказались выше, чем в Тюмени, где жилье всегда было самым дорогим в Западной Сибири, и практически сравнялись с ценами в Санкт-Петербурге. В отличие от состояния пятилетней давности, теперь в Новосибирске почти нет «недостроя» — все прежде замороженные жилищные стройки либо уже завершены, либо находятся в работе.

Но, если экономическая конъюнктура будет по-прежнему благоприятной, в ближайшие годы строительство в Новосибирске упрется в серьезную проблему — нехватку площадок. Свободные площадки подходят к концу. Остаются лишь участки, которые хоть и свободны, но полностью лишены коммуникаций (пустыри напротив Инструментального завода или берег Оби за Владимировской улицей), прокладка которых потребует несметных инвестиций, или же занятые частным сектором. Строительные фирмы готовы нести расходы, но им нужна организационная помощь мэрии. Как утверждают строители, в документах, регламентирующих снос домов, остается много неясностей.

 

КОНСТАНТИН ГЛУЩЕНКО