Сибирский капитал, 1999, март, № 4, с. 7
До августовского кризиса оптимисты могли бы
углядеть в конъюнктуре рынка признаки оживления. Реальные доходы населения,
хоть и вяло, но все же в большинстве регионов росли, увеличивая спрос на потребительские
товары.
О |
бъем розничного товарооборота в
западносибирских регионах (за исключением лишь Новосибирской области) за первую
половину минувшего года был в сопоставимых ценах выше, чем в 1997 году –
прибавка составила от 0,7% в Омской области до 9% в Алтайском крае. Кризис
нанес мощный удар по покупательной способности населения, напрочь сломав эту
хрупкую тенденцию. Результаты обвального обесценения рубля демонстрирует
таблица. К декабрю реальная зарплата уменьшилась примерно на треть, сжав спрос
самое малое на 15%. Особенно драматичной оказалась ситуация в Томской области,
где розничный товарооборот в декабре упал почти в двое в сравнении с
позапрошлым годом.
Индикаторы
спроса на потребительском рынке
Западной
Сибири, 1998 г. к
соответствующему периоду 1997 г., % |
|
||||
Регион |
Розничный товарооборот в сопоставимых ценах |
Реальная заработная плата |
|
|
|
|
август-декабрь |
декабрь |
август-декабрь |
декабрь |
|
Алтайский край |
95,6 |
84,9 |
78,7 |
65,4 |
|
Кемеровская обл. |
75,6 |
71,7 |
74,5 |
65,0 |
|
Новосибирская обл. |
91,0 |
83,0 |
74,7 |
69,2 |
|
Омская обл. |
91,3 |
85,3 |
80,2 |
61,3 |
|
Томская обл. |
58,7 |
52,6 |
70,2 |
58,9 |
|
|
|
|
|
|
|
Нехватка средств заставила тратить на текущие нужды часть денег, которые прежде откладывались – этим и объясняется то, что объем продаж падает медленнее, чем реальные доходы. Так что у спроса на товары длительного пользования перспективы довольно печальные: возможности скопить деньги на них значительно уменьшились. Да и вообще снижение жизненного уровня вызвало перераспределение немалой части спроса с промтоваров на продовольствие, и спад объема продаж промтоваров гораздо глубже, чем по потребительскому рынку в целом.
Но нет худа без добра. Отечественные производители, взывая к властям с заклинаниями о поддержке, и мечтать не могли о таком подарке – невиданном взлете цен на импортное добро. Конечно, зарубежным фирмам не хочется терять такой лакомый кусок как российский рынок, и они всеми силами пытаются смягчить последствия девальвации рубля, предлагая более выгодные условия продаж или даже снижая цены (в валюте); оптовики-импортеры умеряют аппетиты, уменьшая накрутки на цену. Но слишком уж высок барьер: ведь доллар за прошлый год подорожал без малого в 3,5 раза. Правда, помогаю и свои – цены отечественных товаров (даже тех, которым не нужно импортное сырье, комплектующие, оборудование) бросились вдогонку за импортом. Кто в этом больше преуспевает – то ли торговля, задирая оптовые и розничные наценки, то ли промышленность, увеличивая отпускные цены, – сказать трудно, да и покупателю до этого нет дела, ему важен лишь результат: разрыв между ценами импортных и отечественных товаров быстро сокращается.
Однако пока еще он довольно велик, и это дает шанс перехватить значительную долю потребительского рынка, занимаемую импортом. Разные оценки сходятся на том, что эта доля где-то около половины. В Сибири, правда, меньше, чем по России в целом. Косвенно об этом можно судить по темпам роста цен за минувший год: в среднем по стране цены промтоваров увеличились почти вдвое, тогда как по Западной Сибири – на 70%, в Красноярском крае – на 68%, в Иркутской области – на 77%. Если учесть, что импортные товары подскочили в цене везде одинаково (примерно втрое), то это и свидетельствует, что сибирский рынок не настолько заполонен импортом, как в среднем по России. Тем не менее и здесь доля зарубежных товаров значительна, и бороться есть за что.
Чисто производственных возможностей для наращивания выпуска хоть отбавляй: по данным «Российского экономического барометра», в среднем за прошлый год загрузка мощностей в промышленности составила 55% (к концу года она выросла на 2 пункта – может, это говорит, что движение уже началось?). Еще больше незагруженные мощности по отдельным видам потребительских товаров: проигрывая в ценовой конкуренции, производители из года в год сокращали их выпуск, в основном сохраняя мощности. Так, в Новосибирской области из важнейших видов промтоваров рост в минувшем году наблюдался по считанному числу позиций: хлопчатобумажные ткани (на 15%; рост был и в 1997 году – на 16%), электробритвы (на 24%) и валенки (на 46%). А, к примеру, телевизоров было выпущено только 1,4 тысячи штук (-49%), радиоприемников – 850 штук (-85%), магнитофонов же – всего лишь 48 штук (-96%)!
Можно ожидать, что в нынешнем году расширятся возможности кредитования промышленного производства. Немеренное поле для спекулятивных игр на финансовом рынке сузилось сейчас до жалкого клочка, и деньги у банков начинают пролеживать без дела. Ища себе приложения, они могут пойти в реальный сектор экономики.
Если прежде разница в ценах отечественных и импортных промышленных товаров зачастую далеко не соответствовала разрыву в качестве, то сейчас, похоже соответствует вполне, если не с лихвой. Но одного этого мало, чтобы покупатель переключил спрос на отечественную продукцию. Его, избалованного импортом, еще нужно завевать. В первую очередь, конечно, следует изменить репутацию наших товаров (особенно технически сложных), изрядно подмоченную с советских времен, – и словом, и, главное, делом. Слабым местом наших товаров до сих пор остается неумение подать себя, они проигрывают зарубежным в броскости оформления и упаковки. Еще одно важное направление – организация продвижения товаров к покупателю. Сейчас оптовая (и частично розничная) торговля представляются чем-то хаотичным: преобладают разовые, случайные сделки с многочисленными перекупщиками, доля постоянных связей с производителями невелика. Во всяком случае, так видится покупателю – ассортимент розничной торговли неустойчив, и он до сих пор зачастую вынужден следовать правилу времен «развитого социализма»: сегодня не купишь, завтра не будет. Стабильные товаропроводящие сети помогли бы и усилить ценовую конкуренцию с импортом за счет установления твердых, оговоренных по всей цепочке от производителя до розничной торговли, торговых надбавок.
Редакция благодарит
Новосибирский облкомстат
за любезно предоставленные
данные