Сибирский капитал, 1999, март, № 4, с. 7

 

Кризис дает шанс

 

До августовского кризиса оптимисты могли бы углядеть в конъюнктуре рынка признаки оживления. Реальные доходы населения, хоть и вяло, но все же в большинстве регионов росли, увеличивая спрос на потребительские товары.

 

О

бъем розничного товарооборота в западносибирских регионах (за исключением лишь Новосибирской области) за первую половину минувшего года был в сопоставимых ценах выше, чем в 1997 году – прибавка составила от 0,7% в Омской области до 9% в Алтайском крае. Кризис нанес мощный удар по покупательной способности населения, напрочь сломав эту хрупкую тенденцию. Результаты обвального обесценения рубля демонстрирует таблица. К декабрю реальная зарплата уменьшилась примерно на треть, сжав спрос самое малое на 15%. Особенно драматичной оказалась ситуация в Томской области, где розничный товарооборот в декабре упал почти в двое в сравнении с позапрошлым годом.

Индикаторы спроса на потребительском рынке

Западной Сибири, 1998 г.

к соответствующему периоду 1997 г., %

 

 

 

Регион

Розничный товарооборот в сопоставимых ценах

Реальная заработная плата

 

 

 

август-декабрь

декабрь

август-декабрь

декабрь

 

Алтайский край

95,6

84,9

78,7

65,4

 

Кемеровская обл.

75,6

71,7

74,5

65,0

 

Новосибирская обл.

91,0

83,0

74,7

69,2

 

Омская обл.

91,3

85,3

80,2

61,3

 

Томская обл.

58,7

52,6

70,2

58,9

 

 

 

 

 

 

 

Нехватка средств заставила тратить на текущие нужды часть денег, которые прежде откладывались – этим и объясняется то, что объем продаж падает медленнее, чем реальные доходы. Так что у спроса на товары длительного пользования перспективы довольно печальные: возможности скопить деньги на них значительно уменьшились. Да и вообще снижение жизненного уровня вызвало перераспределение немалой части спроса с промтоваров на продовольствие, и спад объема продаж промтоваров гораздо глубже, чем по потребительскому рынку в целом.

Но нет худа без добра. Отечественные производители, взывая к властям с заклинаниями о поддержке, и мечтать не могли о таком подарке –  невиданном взлете цен на импортное добро. Конечно, зарубежным фирмам не хочется терять такой лакомый кусок как российский рынок, и они всеми силами пытаются смягчить последствия девальвации рубля, предлагая более выгодные условия продаж или даже снижая цены (в валюте); оптовики-импортеры умеряют аппетиты, уменьшая накрутки на цену. Но слишком уж высок барьер: ведь доллар за прошлый год подорожал без малого в 3,5 раза. Правда, помогаю и свои – цены отечественных товаров (даже тех, которым не нужно импортное сырье, комплектующие, оборудование) бросились вдогонку за импортом. Кто в этом больше преуспевает – то ли торговля, задирая оптовые и розничные наценки, то ли промышленность, увеличивая отпускные цены, – сказать трудно, да и покупателю до этого нет дела, ему важен лишь результат: разрыв между ценами импортных и отечественных товаров быстро сокращается.

Однако пока еще он довольно велик, и это дает шанс перехватить значительную долю потребительского рынка, занимаемую импортом. Разные оценки сходятся на том, что эта доля где-то около половины. В Сибири, правда, меньше, чем по России в целом. Косвенно об этом можно судить по темпам роста цен за минувший год: в среднем по стране цены промтоваров увеличились почти вдвое, тогда как по Западной Сибири – на 70%, в Красноярском крае – на 68%, в Иркутской области – на 77%. Если учесть, что импортные товары подскочили в цене везде одинаково (примерно втрое), то это и свидетельствует, что сибирский рынок не настолько заполонен импортом, как в среднем по России. Тем не менее и здесь доля зарубежных товаров значительна, и бороться есть за что.

Чисто производственных возможностей для наращивания выпуска хоть отбавляй: по данным «Российского экономического барометра», в среднем за прошлый год загрузка мощностей в промышленности составила 55% (к концу года она выросла на 2 пункта – может, это говорит, что движение уже началось?). Еще больше незагруженные мощности по отдельным видам потребительских товаров: проигрывая в ценовой конкуренции, производители из года в год сокращали их выпуск, в основном сохраняя мощности. Так, в Новосибирской области из важнейших видов промтоваров рост в минувшем году наблюдался по считанному числу позиций: хлопчатобумажные ткани (на 15%; рост был и в 1997 году – на 16%), электробритвы (на 24%) и валенки (на 46%). А, к примеру, телевизоров было выпущено только 1,4 тысячи штук         (-49%), радиоприемников – 850 штук (-85%), магнитофонов же – всего лишь 48 штук (-96%)!

Можно ожидать, что в нынешнем году расширятся возможности кредитования промышленного производства. Немеренное поле для спекулятивных игр на финансовом рынке сузилось сейчас до жалкого клочка, и деньги у банков начинают пролеживать без дела. Ища себе приложения, они могут пойти в реальный сектор экономики.

Если прежде разница в ценах отечественных и импортных промышленных товаров зачастую далеко не соответствовала разрыву в качестве, то сейчас, похоже соответствует вполне, если не с лихвой. Но одного этого мало, чтобы покупатель переключил спрос на отечественную продукцию. Его, избалованного импортом, еще нужно завевать. В первую очередь, конечно, следует изменить репутацию наших товаров (особенно технически сложных), изрядно подмоченную с советских времен, – и словом, и, главное, делом. Слабым местом наших товаров до сих пор остается неумение подать себя, они проигрывают зарубежным в броскости оформления и упаковки. Еще одно важное направление – организация продвижения товаров к покупателю. Сейчас оптовая (и частично розничная) торговля представляются чем-то хаотичным: преобладают разовые, случайные сделки с многочисленными перекупщиками, доля постоянных связей с производителями невелика. Во всяком случае, так видится покупателю – ассортимент розничной торговли неустойчив, и он до сих пор зачастую вынужден следовать правилу времен «развитого социализма»: сегодня не купишь, завтра не будет. Стабильные товаропроводящие сети помогли бы и усилить ценовую конкуренцию с импортом за счет установления твердых, оговоренных по всей цепочке от производителя до розничной торговли, торговых надбавок.

 

Константин Глущенко

 

Редакция благодарит

Новосибирский облкомстат

за любезно предоставленные данные