Новая Сибирь, 16 июля 1999 г., № 27 (357), с. 5

 

Статистика показывает, что, если не случится ничего непредвиденного, за год

Цены вырастут в полтора раза. Но может быть и хуже

Столицу Сибири инфляция

щадит. Пока?

К

АК уверяли нас власти (да и себя тоже, положив эту цифру в основу госбюджета), инфляция за нынешний год будет около 30 процентов. Но минуло только полгода, а она уже вплотную подошла к «намеченному рубежу»: рост потребительских цен в стране за январь-июнь составил 24,5 процента. С Новосибирской областью инфляция обошлась нежней — у нас общий уровень цен вырос за это время на 16,4 процента. Не рекорд, однако (в Западной Сибири он принадлежит Кемеровской области: 14,4 процента), но все же второе место с конца — как раз тот случай, когда лучше быть аутсайдером, нежели лидером. В среднем же по Западной Сибири полугодовая инфляция тоже меньше среднероссийской — 19,3 процента, а в лидеры вышла Томская область с ее 27,5 процентами.

Как видно на первом графике, почти все полугодие темпы инфляции падали и при этом у нас они были постоянно ниже, чем по стране — за исключением апреля. Однако, похоже, этой благостной картине приходит конец. Недавнее повышение тарифов на электроэнергию, рост стоимости проезда на городском транспорте, введение налога с продаж, необоримый рост цен на бензин и все прочее могут так подтолкнуть нашу инфляцию, что она станет обгонять среднероссийскую.

Обычно с лета до середины осени, когда на рынке появлялась сельхозпродукция нового урожая, инфляция сбавляла напор. В прошлом и позапрошлом годах она даже уступала место небольшой дефляции — снижению общего уровня цен (в Новосибирской области в минувшем году такое радостное событие имело место в июне). Нынче же ждать этого не приходится — даже по России в целом в уже прошедшую часть июля темп инфляции вдвое выше, чем в июне.

Не исключено, что сами цифры на первом графике могут показаться подозрительными — какие уж тут единицы процентов, если, скажем, сахар дорожал сразу вон на сколько, а еще что-то там... (и так далее). Нашу статистику столько пинали, что хочется оригинальности ради сказать пару слов в ее защиту. Это — особенности нашего житейского восприятия: рост цен сразу бросается в глаза, а то, что другие товары пока не дорожают, остается вне поля зрения. Статистика же при расчете индексов цен учитывает около четырех сотен видов товаров и услуг, причем в тех пропорциях, которые они занимают в нашем потреблении. Так что приводимые цифры более-менее объективно показывают, насколько дороже стало обходиться потребление  в  ц е л о м  (или, если угодно, насколько полегчал рубль на потребительском рынке).

Итоги роста общего уровня потребительских цен и трех его составляющих за все полугодие показаны на втором графике. Об общем уровне цен уже говорилось, так что теперь о том, из чего он складывается.

Продовольственные товары в нашей области подорожали за полугодие на 14,8 процента, отстав и от среднероссийского (26 процентов), и от западносибирского (17,2 процента) роста. Но это, опять же, не лучший показатель в Западной Сибири: меньше всего продовольствие поднялось в цене в Кемеровской области — на 12,5 процентов (а больше всего — в Тюменской: на 26,5 процента).

С промтоварами хуже — здесь Новосибирская область обогнала и Россию, и Западную Сибирь. Правда, в Алтайском крае они подорожали еще больше: на 32,7 процента, обошла нас и Томская область. Самым же низким ростом цен промтоваров в Западной Сибири отличились Кемеровская и Омская области (20,6 процента).

Услуги за первое полугодие выросли в цене в нашей области почти вдвое меньше, чем в целом по стране: на 9,8 процента против 19,3 процента. Но и тут в лучшем положении оказалась Кемеровская область, где рост составил 8,4 процента. Дальше же, как уже говорилось, перспектива для нашей области малорадостная: ведь и электроэнергия, и проезд на городском транспорте — это как раз услуги, которые занимают в наших расходах заметную долю. Однако это скажется только на июльских цифрах. А вот в Томской области рост квартплаты вчетверо с лишним — с 32 коп. за 1 кв. м до 1 руб. 30 коп. — дал скачок уровня цен услуг за июнь сразу на 62,6 процента (совсем как в недоброй памяти времена галопирующей инфляции). Всего же за полугодие услуги подорожали здесь на 73,7 процента, что и вывело Томскую область на первое место в Западной Сибири по росту общего уровня потребительских цен.

Что же дальше? В нашей непредсказуемой экономике делать прогнозы — занятие неблагодарное: в любой момент, как черт из табакерки, может выскочить очередной сюрприз. Если же положиться на то, что сюрпризов не будет, то в лучшем случае нас ожидает полуторный рост цен за год. О худшем не хочется и говорить.

Константин ГЛУЩЕНКО,

 специально

для «Новой Сибири»

 

Использованы данные Но-

восибирского облкомстата

та