Коммерсантъ-Сибирь,  27 августа 1999 г., № 33 (163), с. 4

Все выше, и выше, и выше ...

 

По данным Росстатагентства (так теперь именуется Госкомстат), с начала года по 8 августа средние розничные цены на бензин выросли примерно вдвое: на 96,5%–105,6% в зависимости от марки. И в следующие три недели они росли довольно резво. Что же происходит на российском топливном рынке?

 

Как видно из графика, в первом квартале рост розничных цен на бензин еще отставал от инфляции. Но за это время цены производителей поднялись значительно выше и неизбежно должны были подтолкнуть цены на автозаправках. Глобальное ускорение началось в апреле, ознаменовавшись «ленинградским делом»: в Санкт-Петербурге цена 76-го бензина скакнула с 1,89 до 2,27 рублей (в мае — до 3,30), а 92-го — с 2,86 до 3,59 рублей (в мае — до 5,20). Такой феномен заинтересовал тамошних антимонопольщиков, и их расследование вроде бы выявило факт ценового сговора на питерском рынке бензина. Однако уже тогда было ясно, что дело не только в кознях местных олигополистов: в июне волна резкого роста розничных цен на бензин (+23,4% за месяц) прокатилась по всей стране, охватив 70 регионов из 87. Не помогло даже известное ценовое соглашения производителей: за июль, уже во время действия соглашения, их цены выросли на 25,7%, тогда как розничные — «лишь» на 15,2%.

В январе средняя по стране цена бензина марки А-76 была 2,04 рубля за литр, А-92 — 2,73 рубля. На 8 августа эти цены составили 4,20 и 5,33 рублей. При этом нефть дорожает гораздо медленней бензина. Если в январе соотношение цены производителей на бензин и на нефть было 1/3 раза, то в июле — 1/4,4. Отстает внутренняя цена нефти и от мировой цены: в январе она составляла 21,1% от мировой, в июле же — 16,4%. Правда, к этим цифрам следует относится осторожно. Некоторые специалисты считают, что сейчас внутреннего рынка сырой нефти в России по сути нет: нефтяные компании оттесняют посредников, отправляя нефть на переработку в основном на принадлежащие им самим заводы, устанавливая на нее заведомо заниженные внутрикорпоративные цены.

Чем же вызвана гонка цен на топливном рынке? Одна из причин — уменьшение предложения. Хотя с января по июнь бензина было произведено всего на 3% меньше, чем в прошлом году (при этом экспорт сократился на 5,4%), импорт упал почти в 11 раз, а в прошлом году его доля в ресурсах автомобильного бензина была 8,7%. В результате за первое полугодие на весь внутренний рынок бензина поступило на 11,2% меньше, чем в прошлом году, а в розничную торговлю – на 12,5%.

Президент ТПК Семен Кукес во всем винит государство: вынуждаемые  увеличивать долю выплат в бюджет «живыми» деньгами, компании распродали запасы, которые обычно копили до начала «автомобильного сезона» (примерно до конца апреля). Но куда-то же этот бензин делся, ведь ездить нынешней зимой автомобилисты больше не стали. Отчасти дело все-таки в падении производства. В минувшем апреле выпуск бензина составил 83,7% от уровня декабря 1998 года – накапливать, собственно, было нечего. Кроме того, часть вины можно возложить на нелегальный экспорт бензина. Во всех бывших союзных республиках розничные цены на топливо гораздо выше российских (к примеру, на Украине — 23-25 рублей за литр). Тем более, что «полупрозрачные» границы вряд ли представляют серьезное препятствие. Насколько же велика эта утечка, никто не знает.

Естественно, давит на рынок и растущий разрыв между внутренними и мировыми ценами на нефть, толкая нефтяные компании, с одной стороны, к перераспределению поставок в пользу внешнего рынка, с другой — к увеличению цен на внутреннем. С декабря по июль цена российской нефти на мировом рынке выросла в два с лишним раза, да и доллар подорожал на 17,1%. Так что, даже чтобы сохранить прежнее соотношение внешних и внутренних цен, стоимость бензина, по самой грубой оценке, нужно увеличить примерно в 2,5 раза.

Понятно, почему массовое резкое повышение цен на бензин началось с мая: именно наступил «автомобильный сезон». А вот когда оно закончится — загадка. По теории, когда увеличение прибыли от повышения цен перестанет перекрывать ее снижение от сокращения спроса. Но дело в том, что сам рост цен провоцирует ажиотажный спрос: покупатели спешат запастись бензином по сегодняшним ценам. Можно лишь предположить, что верхний предел роста цен на бензин — где-то 7,5-9 рублей за литр для марок типа А-76 и 10-12 — для АИ-92.

На административные меры надежды мало. Реакция властей на происходящее особой фантазией не отличается. Кроме упоминавшегося картельного соглашения, предыдущее правительство родило документ «Об обеспечении поставок отдельных видов нефтепродуктов потребителям Российской Федерации» (так и хочется добавить: «Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР»). Предполагается, что нефтеперерабатывающим организациям будут устанавливать задания по поставке продукции отечественным потребителям, а тех, кто не выполнит план, отгородят от внешнего рынка «железным занавесом». Такая нехитрая задумка должна, по мысли авторов, увеличить загрузку российских НПЗ.

Но очень сомнительно, что вся эта система поможет остановить увеличение цен на конце цепочки. Из более чем 29 тысяч автозаправочных станций, действующих в стране, в государственной и муниципальной собственности находятся только 13% — частным они не в силах составить конкуренции. Как показывает отечественный опыт многочисленных попыток удержания цен административными мерами, удорожание удается лишь притормозить на  какой-то период, а потом рыночные силы все равно берут свое. Так что при тех топорных методах, которые практикуют власти (а ожидать от них чего-то более тонкого не приходится), остается лишь ждать, когда цены на бензиновом рынке отрегулируются сами собой, под действием экономических законов.

КОНСТАНТИН ГЛУЩЕНКО