Российская Азия, 15 апреля 1998 г., № 14 (80), с. 2

 

За первый квартал инфляция исчерпала больше половины своего «лимита»

 

Константин ГЛУЩЕНКО

 

В марте рост общего уровня потребительских цен по России в целом уменьшился в сравнении с февралем в 1,5 раза – до 0,6%. За первый квартал инфляция составила 3,1% (тогда как за тот же период прошлого года – 5,4%, т.е. в 1,7 раза больше).

 

Март ознаменовался долгожданным принятием федерального бюджета на 1998 г., в котором величина ожидаемого в нынешнем году уровня инфляции в 5,7% получила официальный статус. За первый квартал инфляция уже исчерпала больше половины отведенного ей "лимита": чтобы не перейти за намеченный правительством рубеж, за оставшиеся девять месяцев потребительские цены должны вырасти не больше чем на 2,5% (около 0,3% в месяц). Тем не менее, если в прошлом году сомнения, что правительство удержит инфляцию в обещанных границах, оставались в течение всей первой половины года, то в нынешнем уже сейчас можно признать принятую "контрольную цифру" довольно реалистичной.

За это говорит развитие ситуации с изменением уровней цен, если рассмотреть ее детальнее, в региональном разрезе. В позапрошлом и прошлом годах уже происходили снижения общего уровня потребительских цен. Но тогда дефляция носила сугубо сезонный характер: она была обязана летне-осеннему удешевлению сельхозпродукции. В этом же году она начала проявлять себя уже в марте, когда о сезонном факторе еще не может быть и речи. Причем в целом ряде российских регионов, так что это явление нельзя отнести на счет частных флуктуаций (но насколько устойчива эта тенденция, судить по итогам одного месяца, конечно, невозможно). Затронула дефляция и часть сибирских регионов.

В среднем по Западной Сибири уровень потребительских цен за март вырос еще меньше, чем в целом по стране: на 0,3%. На этом фоне относительно высокой была инфляция лишь в Новосибирской области, составив 1%, чуть выше среднероссийской – 0,7% – оказалась она и в Тюменской области. В Республике Алтай потребительские цены увеличились на 0,4%, в Омской области – на 0,2%, в Томской – на 0,1%. А вот в Кемеровской области и Алтайском крае снизились на 0,1%. За весь первый квартал цены на товары и услуги поднялись в Западной Сибири на 2,2%. На первом месте – Новосибирская область, где рост достиг 3,5%, во всех остальных западносибирских регионах он меньше среднероссийского: в Томской области 2,7%, в Республике Алтай 2,4%, в Алтайском крае 2,1%, в Омской и Тюменской областях 1,8%, в Кемеровской 1,7%.

Не обошла дефляция и Восточную Сибирь. Она отмечена в Красноярском крае, где уровень потребительских цен снизился на 0,1% (с начала года цены здесь поднялись на 1,7%). В Иркутской области в марте инфляция составила 1%, а за весь первый квартал – 3,1%.

Продовольственные товары подорожали в стране за март на 0,7%, в Западной Сибири – на 0,2%. Больше всего – в Новосибирской области: на 1,1% (что и вывело ее в лидеры роста цен), в других регионах этот показатель отстал от среднего по России. В Тюменской области продовольствие стало дороже на 0,6%, в Омской на 0,4%, в Республике Алтай на 0,3%, в Томской области на 0,2%. А в Кемеровской области и Алтайском крае уровень цен продовольственных товаров снизился: соответственно на 0,6% и 0,2%, обусловив дефляцию в этих регионах. Причем подешевел довольно большой круг продуктов повседневного спроса, например, в Алтайском крае: рыба и морепродукты, сливочное и растительное масло, молоко и молочные продукты, сахар, мука, хлеб, плодоовощная продукция.

За первый квартал цены на продовольственные товары в целом по России увеличились на 4%, по Западной Сибири – на 3,3%. Лидерство здесь опять же у Новосибирской области: 5,4% (причем на ряд повседневных продуктов цены с начала года поднялись весьма существенно, на 10-30% – например, на яйца на 25%); выше среднероссийского рос цен также в Алтайском крае: 4,2%. В Томской области он составил 3,9%, в Республике Алтай 3,3%, в Омской области 2,8%, в Тюменской и Кемеровской 2,2%.

В Красноярском крае дефляция, как и в других регионах, обязана уменьшению уровня цен на продовольственные товары – на 0,3% (в целом же за первый квартал они подорожали на 3,7%). В Иркутской области в марте продукты выросли в цене на 0,9% (а с начала года – на 4,1%).

Рост цен на промышленные товары продолжает оставаться очень вялым: за март в среднем по России 0,2%, по Западной Сибири – 0,3%. В сравнении с этими цифрами увеличение уровня цен на 1% в Тюменской области можно назвать высоким. Больше чем по стране в целом подорожали промтовары в Новосибирской области: на 0,6%. В Алтайском крае рост цен составил 0,1%, в Республике Алтай и Кемеровской области уровень цен промтоваров вообще не изменился, а в Омской и Томской областях снизился – на 0,2 и 0,4%. За первый квартал и в России, и в Западной Сибири промтовары стали дороже на 1%; в Тюменской области – на 2,9%, в Новосибирской – на 1,2%, в Кемеровской – на 0,6%, в Омской – на 0,3%, в Томской и Алтайском крае – на 0,1%. В Республике Алтай уровень цен промтоваров продолжает оставаться таким же, как в декабре.

В Иркутской области за март промтовары поднялись в цене на 0,4%, за первый квартал – на 1,1%. В Красноярском крае в марте они подорожали на 0,1%, но уровень их цен еще на 0,1% ниже, чем в декабре минувшего года.

Рост цен на платные услуги в марте был по России несколько выше, чем месяцем раньше: 1,2%, по Западной Сибири остался прежним: 0,6%. В Республике Алтай услуги стали обходиться дороже на 1,5%, в Томской и Новосибирской областях на 1,2%, в Кемеровской на 1,1%, в Тюменской на 0,3%, в Омской на 0,2%. В Алтайском крае уровень цен услуг уменьшился на 0,2% (из-за снижения на 6,6% стоимости проезда на электричке до 3-й зоны). За первый квартал в России услуги подорожали на 3,9%, в Западной Сибири – на 1,2%. Наибольший рост – в Томской области: на 4,7%, в Республике Алтай он составил 3,5%, в Кемеровской области – 2,7%, в Новосибирской – 2%, в Омской – 1,5%, в Алтайском крае – 0,9%. В Тюменской области все еще сказываются последствия январского снижения цен на услуги, их уровень пока на 2,1% ниже, чем в декабре (это и дает столь низкий показатель по Западной Сибири в целом).

В Иркутской области в марте услуги подорожали на 2,9%, в Красноярском крае – на 0,2%, за весь первый квартал – на 4,3 и 0,9%.

Устанавливаемый Центробанком курс доллара за март увеличился с 6,072 до 6,106 руб., т.е. на 0,6%, чуть-чуть отстав от мартовской инфляции. За первый квартал доллар номинально вырос в цене на 2,4%, но из-за опережающей инфляции его дефлированный курс за это время снизился на 0,5%.

 

По данным Госкомстата РФ и Новосибирского облкомстата