Российская Азия, 23 июля 1997 г., № 27 (44), с. 5

Инфляция в Западной

Сибири сравнялась

со среднероссийской

 

За июнь потребительские цены в России увеличились на 1,1% (тогда как месяцем раньше – на 0,9%), вопреки прогнозу Центра макроэкономической стратегии Института экономики РАН, предсказывавшему, что июньская инфляция составит лишь 0,6%. Всего же за полугодие общий уровень цен в стране поднялся на 8,6%.

 

Чтобы не перейти обещанный правительством порог (11,8% за год), инфляция за всю вторую половину года должна быть не более 3%, т.е. 0,5% в месяц, в то время как за январь-июнь среднемесячный темп роста цен равен 1,4%. Если принять во внимание, что в следующие месяцы сезонное снижение цен на сельхозпродукцию, скорее всего, вызовет дефляцию, то это вполне вероятно. Тем не менее Центробанк несколько скорректировал свои ожидания, прогнозируя теперь годовую инфляцию на уровне 13-14%. В этом случае рост цен за второе полугодие будет в пределах 3,8-5%. Поживем, увидим.

В отличие от увеличения цен по России в целом, западносибирский показатель в июне снизился в сравнении с маем на 0,2 процентных пункта, до 0,8%. В результате рост цен с начала года, с февраля обгонявший среднероссийский, к концу полугодия опустился до него, составив те же 8,6%. В июне ни в одном из западносибирских субъектов Федерации инфляция не превысила среднюю по России: в Республике Алтай – 0,5%, в Алтайском крае и Кемеровской области – 0,6%, в Тюменской – 0,8%, в Омской и Томской – 0,9%, в Новосибирской – 1,1%. За полугодие меньше всего поднялись цены в Республике Алтай: на 4,9%, с заметным отрывом за ней следуют Омская область (7,2%), Кемеровская (7,4%) и Алтайский край (7,7%). Но в трех областях полугодовая инфляция выше, чем по России: в Новосибирской (8,9%), Томской (9,7%) и Тюменской (11,2%).

В Восточной Сибири в июне в Красноярском крае потребительские цены увеличились на 0,5%, а в Иркутской области они снизились на 0,3%. Меньше среднероссийской здесь и инфляция за шесть месяцев: соответственно 7 и 8,3%.

Подъем цен на продовольственные товары по России в июне ускорился почти вдвое против мая, достигнув 1,5% (в мае – 0,8%). Именно здесь больше всего ошибся Центр макроэкономической стратегии, предсказав его на уровне 0,7%. За полугодие эти товары подорожали в среднем по стране на 9,5%. В Западной Сибири в июне темп роста цен на продовольствие также ускорился, но ненамного (на 0,2 пункта) и составил 0,9%. За полугодие оно стало дороже на 8,6% (на 0,6 пункта меньше, чем в целом по России). И тут ни в одном из западносибирских регионов рост цен за июнь не превзошел среднероссийский: он заключен в пределах от 0,6% в Республике Алтай и Томской области до 1,5% в Омской. Минимальное увеличение цен на продовольственные товары за полугодие – в Республики Алтай: 5%, максимальное – в Томской области: 11,4%; больше среднероссийского оно и в Тюменской области (9,1%). В остальных четырех регионах Западной Сибири – от 8,1 до 8,8%.

В Красноярском крае продовольствие поднялось в цене за июнь на 0,4%, за полгода – на 8,1%. В Иркутской области в июне отмечено уменьшение уровня цен продовольственных товаров на 0,1%, всего же с начала года они подорожали на 7,9%.

За июнь промышленные товары стали дороже в стране на 0,45% (за май – на 0,6%), а с начала года – на 4%. Западносибирские показатели выше: июньский – 0,5%, полугодовой – 4,4%. Ниже среднероссийского был рост цен промтоваров в июне в Новосибирской области – 0,1%, а также в Омской, Республике Алтай и Алтайском крае (0,2, 0,3 и 0,4%), в остальных трех регионах выше, от 0,7 до 1%. За полугодие меньше всего выросли цены в Новосибирской области: на 2,3%, больше всего – в Тюменской: на 7,3%, обогнали Россию в целом также Омская и Кемеровская области (4,3 и 4,7%). В остальных частях Западной Сибири – от 2,6 до 3,8%.

В Красноярском крае уровень цен промтоваров за июнь не изменился, с начала года он вырос на 2,7%. Ниже среднероссийских темпы роста цен этих товаров и в Иркутской области: 0,3% за июнь, 3,5% за полугодие.

Вдвое медленнее, чем в мае, росли в июне цены на платные услуги населению России: на 1% вместо двух. За шесть месяцев они стали обходиться дороже на 13,7%. Еще значительней снижение темпов роста этих цен по Западной Сибири: с 2,7% в мае до 0,8% в июне. Но по итогам полугодия Западная Сибирь заметно опережает Россию, за январь-июнь услуги здесь поднялись в цене на 16,6%. Остались на прежнем уровне в июне цены на услуги в Кемеровской области, медленнее среднероссийских росли они в Алтайском крае, Омской области и Республике Алтай (0,1-0,5%), быстрее – в Тюменской, Томской и Новосибирской областях (1,2-1,9%). Самое значительное увеличение цен за полугодие – в Тюменской области: 25,7%, выше среднероссийского оно также в Новосибирской (21,3%), Томской (17,8%) областях и Алтайском крае (15,4%), ниже – в Омской (10,1%), Кемеровской (8,7%) и Республике Алтай (8,3%).

В Красноярском крае рост цен услуг в июне был вдвое выше, чем по стране: 2%. Но итоговый за полугодие все же меньше: 13,3%. А вот в Иркутской области в июне уровень цен услуг снизился сразу на 2,5% (что наряду с небольшим уменьшением цен на продовольственные товары обусловило дефляцию в этой области). Произошло это из-за отмены в Иркутске майского повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги вдвое. В том месяце цены на услуги скакнули в Иркутской области сразу на 10,5%. Как видно, акция по восстановлению status quo для жителей областного центра (проведенная готовящимся к выборам мэром), далеко не скомпенсировала этот скачок в масштабах всей области: по отношению к декабрю прошлого года услуги в Иркутской области в июне были дороже на 20,4% в сравнении с 23,5% в мае.

Второй месяц очень вяло растет курс доллара: за май на 0,2%, за июнь немногим более 0,15%, отставая теперь не только от роста общего уровня потребительских цен, но и от увеличения цен на товары (продовольственные и непродовольственные). Из-за этого ускорилась "инфляция" доллара: его покупательная способность на российском потребительском рынке за июнь снизилась на 0,8%, а всего за полугодие – на 4,2% (если же взять только цены на товары, исключив рост цен услуг, то примерно на 3%). Так что отставание темпов роста цен импортных товаров от цен отечественных мало-помалу становится заметным.

 

По данным Госкомстата РФ

и Новосибирского облкомстата