Недвижимость Сибири, 1
августа 1996 г., № 29 (128), с. 6
То, что цены в
строительстве за годы открытой инфляции выросли гораздо больше, чем на
потребительском рынке, наверное, ни для кого не будет новостью. Строительно-монтажные
работы в жилищном строительстве (в расчете на 1 кв. м общей площади жилых
домов) подорожали на конец 1995 г. в сравнении со сметными ценами времен
социализма (до 1991 г.) в 8368 раз. В
составе этих цен учитываются стройматериалы, но не присутствует оборудование
жилых домов (к примеру, лифты). А оно росло в цене еще быстрей, так что в целом
капитальные вложения в 1 кв. м жилья увеличились в 8420 раз. Потребительские же
цены — в среднем по России — за это время поднялись «лишь» в 4654 раза.
Однако гонка цен в
строительстве меркнет перед аппетитами производителей строительной техники. На
графике сопоставлено, во что обходились некоторые ее виды в 1988 г. и в конце
1995 г., если за единицу измерения взять стоимость строительства 1 кв. м общей
площади жилых домов. Как видно, сейчас для «обмена» на единицу строительной
техники нужно в 1,56-3,07 раза больше квадратных метров, чем при «плановом
хозяйстве». Другими словами, во столько раз индексы цен на технику превышают
индексы цен в жилищном строительстве.
Не удивительно, что
строителям техника оказывается не по карману, и ее производство падает гораздо
быстрее, чем объемы строительства. В 1995 г. объем строительно-монтажных работ
составил 40% от уровня 1990 г. (в жилищном строительстве — 70%), наличие же строительной
техники снижается, естественно, гораздо медленнее: по отношению к концу 1990 г.
в конце 1995 г. экскаваторов было 72%, скреперов — 71%, бульдозеров — 80%,
башенных кранов — 99%, автокранов — 75% (а вот автогрейдеров стало больше,
причем аж в 1,5 раза). Так что строители в принципе могут обойтись и имеющейся
техникой, при нынешних объемах работ ее даже избыток (но беда в том, что она
стареет: в сравнении с 1990 г. сейчас удельный вес машин с истекшим сроком
службы увеличился в 1,5-2 раза: таких экскаваторов было 12%, стало 21%,
скреперов — 8% и 19%, бульдозеров — 11% и 22%, башенных кранов — 31% и 38%,
автокранов — 15% и 23%). И если объемы строительства за прошлый год сократились
на 9% (а жилищного даже выросли на те же 9%), то выпуск строительной техники —
на 20-25%: например, экскаваторов и автогрейдеров — на 19%, автокранов — на
30%. Теперь экскаваторов выпускается в 4 раза, а башенных кранов в 215 раз
меньше, чем в 1990 г.
Как известно, затраты на
производство снижаются отнюдь не пропорционально падению объемов выпуска
продукции, а заметно меньше (тем более что многие заводы продолжают держать
ставший излишним персонал, хотя грешно их упрекать за это). Что неизбежно ведет
к росту цен на строительную технику, и образуется порочный круг: чем дороже
продукция, тем меньше ее покупают, стало быть, снижается выпуск и еще больше
увеличиваются цены. Но дело не только в этом — ко всему, отечественные
машиностроители, не приученные к конкуренции, стараются сорвать за свою
продукцию как можно больше, не думая ни о совершенствовании выпускаемой
строительной техники, ни об уменьшении издержек производства (хотя бы о
снижении металлоемкости).
О качестве нашей
строительной техники (показателях производительности, экономичности в
эксплуатации, надежности и т.п.) нечего и говорить, ее можно разделить на две
категории: плохую и очень плохую. О техническом уровне — тем более, это
позавчерашний день. Однако мало того, что отечественные
строительные машины в большинстве своем хуже зарубежных, они еще и дороже.
Последствия очевидны (к слову, парк автогрейдеров вырос за последние пять лет —
как говорилось, в 1,5 раза — в значительной степени за счет импортных машин).
Спасает пока наших
производителей неразвитость инфраструктуры рынка продукции
производственно-технического назначения. Организовать торговлю такой
продукцией, понятно, гораздо сложнее, чем, к примеру, видеотехникой или
компьютерами. И иностранные фирмы, выпускающие строительные машины, до глубин
России еще не добрались. Поэтому строительные организации вынуждены покупать
втридорога отечественную плохую технику, поддерживая искру жизни в нашем
больном строительно-дорожном машиностроении. Но создание инфраструктуры рынка и
проникновение зарубежных производителей «до самых до окраин» — только вопрос
времени. Там же, где доступ к иностранной технике уже сейчас не составляет
проблемы (например, в Москве), строители предпочитают приобретать более
надежные и производительные, но при том более дешевые, зарубежные машины. И
вполне реальна перспектива, что через несколько лет на наших стройках место, к
примеру, самосвалов-КАМАЗов займут какие-нибудь «Комацу».
(использованы материалы
«Строительной газеты»)