Недвижимость Сибири, 20 июня 1996 г., № 23 (122), с. 1

 

Знай наших!

3-14 июня в Стамбуле (Турция) состоялась конференция ООН «ХАБИТАТ-II», посвященная жилищному вопросу и проблемам городов. В ней приняли участие 25 тысяч человек и еще 4 тысячи делегатов из 184 стран мира. Первая конференция ООН по этим проблемам проводилась 20 лет назад, в 1976 году. На второй конференции были подведены итоги развития городов за последние 20 лет и принят Глобальный план действий на следующие два десятилетия. Целями Глобального плана являются обеспечение каждого жителя планеты адекватным жильем, а также содействие безопасности и устойчивому развитию городов. Для обсуждения способов реализации Глобального плана при Генеральном секретаре ООН была создана консультационная группа из 19 человек, представлявших разные регионы мира. Представлять Россию в этой группе Генеральный секретарь пригласил нашу землячку — старшего научного сотрудника Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН Ольгу Бессонову.

 

Первая премия — экодому

Утверждены итоги конкурса на эффективные проекты малоэтажного индивидуального жилищного строительства, который проводился в соответствии с президентским Указом о разработке федеральной целевой программы «Свой дом». Первую премию получили новосибирцы за проект экодома. Полное название проекта — «Индивидуальный жилой энерго- и ресурсосберегающий экодом с возможностью блокирования и увеличения объема в демонстрационной зоне г.Новосибирска», а характеристики таковы: общая площадь — 132 кв.м, жилая — 64 кв.м, площадь застройки — 90 кв.м. В конкурсе участвовал 121 проект, первых премий было предусмотрено четыре. Одно из основных требований к проектам — чтобы стоимость 1 кв.м общей площади не превосходила среднего двухмесячного дохода на душу населения в субъектах Российской Федерации.

 

Одной зоной станет больше

Координационное совещание при главе областной администрации признало целесообразным создать в Новосибирской области Сибирскую демонстрационную зону (СДЗ) энергоэффективного экологического домостроения (во взаимосвязи с развитием научно-технического парка «Новосибирск»). Приоритетное направление в рамках СДЗ — строительство бизнес-центра и жилого поселка на основе энергоэффективных технологий. К настоящему времени подготовлены предложения по организационно-финансовому механизму реализации проекта СДЗ и составу рабочей группы, которая будет координировать разработку этого проекта.

 

Столичные цены падают

Средняя за май цена 1 кв.м общей площади жилья на вторичном рынке Москвы составила 1065 долл., снизившись в сравнении с апрельской (1144 долл.) на 7%. Весь прошлый год цена квадратного метра незначительно колебалась вокруг отметки 1200 долл. По мнению аналитиков московской риэлтерской фирмы «SAVVA Real Estate», которой принадлежат приведенные данные, столь заметное уменьшение цен в мае представляет собой «предвыборный эффект».

 

Книга об эксперименте в жилищном хозяйстве

Издательство Новосибирского университета выпустило книгу «Рыночный эксперимент в раздаточной экономике России. Демонстрационные проекты в жилищном хозяйстве» (авторы — О. Бессонова, С. Кирдина, Р. О. Салливан), описывающую суть и результаты проводящегося в Новосибирске эксперимента по обслуживанию жилья частными компаниями. Тираж книги невелик — всего 1200 экземпляров, поэтому она, видимо, будет редким гостем на прилавках книжных магазинов.

Интересующиеся могут звонить по телефону 35–44–26.

 

 

 

Недвижимость Сибири, 20 июня 1996 г., № 23 (122), с. 4

 

Завершение реформы оплаты жилья

переносится на третье тысячелетие

 

С

 1 января вступил в силу закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики». Поправок немного — всего пять, но затрагивают они интересы заметной части населения, а одна — почти всех. Тем не менее, отклики прессы были скупы, и для многих суть нововведений так и осталась неизвестной.

Возможно, это связано с тем, что сами поправки в отрыве от изменяемого закона почти непонятны. Особенно загадочно звучит первая из них: «цифру «5» заменить цифрой «10» (такая фраза должна привести в ужас учителей начальных классов, но оставим на совести законодателей незнание разницы между цифрой и числом — это, все-таки, меньшее зло, чем забыть азбуку). Однако именно она имеет касательство к каждому из нас.

Принятый в конце 1992 г. закон «Об основах федеральной жилищной политики» определил, что оплата жилья и коммунальных услуг устанавливается в размере, обеспечивающем возмещение издержек на содержание и ремонт жилья, а также на оказание коммунальных услуг (горячее и холодное водоснабжение, отопление и др.); переход на новую систему оплаты должен был произойти в течение 5 лет. Именно эта цифра и заменена теперь на 10. Постановление правительства, детализирующее порядок перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, вышло в сентябре 1993 г. и установило, что переходный период — 1994-1998 гг. Доля затрат жилищно-коммунальных служб, оплачиваемая жильцами, должна была к концу 1994 г. составить 15-20%, в 1995 г. — 20-40%, в 1996 г. — 40-60%, в 1997 г. — 60-80%, и достичь, наконец, в 1998 г. 100%. Теперь конечным сроком становится 2003 г.

Газета «Народовластие» (№ 7) писала, что реформа оплаты жилья — часть «целенаправленной политики президента и правительства по сокращению населения» (но о том, что срок перехода на новую систему оплаты увеличен вдвое, упомянуть забыла). Это, конечно, чушь. Как ни покажется странным, цель реформы состояла в том, чтобы установить социальную справедливость в сфере оплаты жилья.

Низкая квартплата при социализме — фикция. Действительно, жильцы оплачивали лишь часть затрат жилищно-коммунальных служб (в конце 70-х годов около трети, к 1992-1993 гг. эта часть снизилась до нескольких процентов), остальное компенсировалось дотациями. Но это вовсе не благодеяние государства: деньги на дотации появлялись за счет того, что оно не доплачивало нам зарплату. А «сэкономленные» таким образом деньги шли в «общий котел», откуда распределялись на разные нужды, в том числе и жилищно-коммунальному хозяйству. Причем давали ему вовсе не столько, сколько требовалось: жилищный фонд и коммуникации обветшали отнюдь не только за годы перехода к рынку. По данным на 1977 г. дотация составляла около 4 руб. на 1 кв.м жилой площади. Понятно, что в большей степени выгоды от нее получали те, у кого было больше этих квадратных метров. Стало быть, «бедные» (в смысле обеспеченности жильем) оплачивали содержание жилья «богатых» (в этом же смысле).

Именно эту несправедливость должна была исправить оплата жилищно-коммунальных услуг по полной стоимости. Предполагалось (напомню, шел еще 1992 год), что государство, сняв с себя заботы о хозяйственной деятельности, перестанет нуждаться в огромных средствах, требовавшихся на это. Они пойдут на зарплату, а значит, будут не перераспределяться через механизм дотаций, а каждый гражданин сам станет платить коммунальщикам, сколько им причитается. Тем же, для кого такая плата чрезмерна, должны выдаваться субсидии — так что дотации не исчезают совсем, но принципиально меняются: дотируется не жилищно-коммунальное хозяйство, а непосредственно жильцы из числа малообеспеченных.

Однако жизнь опрокинула теоретические построения времен «рыночного романтизма»; что получилось на деле, описывать нет нужды. И расходы на жилье стали непосильным бременем для значительной части населения. По данным экспресс-опроса, проведенного «Новосибирскими новостями» (номер от 1 июня), трем четвертям новосибирцев часто не хватает денег, чтобы заплатить за квартиру; еще до майского повышения тарифов треть населения города числилась в неплательщиках. Это при том, что даже увеличившаяся в среднем в 1,6 раза плата за жилье и коммунальные услуги компенсирует только 30% затрат коммунальщиков. Если же ее выплачивать в полном объеме, то двухкомнатная квартира будет обходится — вместе с электричеством и телефоном — примерно в 500 тыс. руб. в месяц, т.е. в сумму, приблизительно равную среднему доходу одного жителя города. Если принять, что средняя семья состоит из трех человек, то на квартирные расходы уйдет треть совокупного дохода семьи, тогда как упоминавшееся постановление предусматривает, что эта величина не должна превышать 20% (в 1998 г.). Такое развитие событий и заставило притормозить реформу оплаты жилья, сдвинув срок ее завершения с 1998 на 2003 г.

Это, конечно, не облегчает тяжесть квартирных расходов, уже лежащую на нас, но в дальнейшем, надо надеяться, она будет расти более плавно, без таких ужасающих скачков, как раньше: все-таки вырасти в 3,3 раза плата за жильте и коммунальные услуги должна уже не за 2,5 года, а за 7,5 лет. И есть надежда, что рост наших доходов за эти 7,5 лет обгонит инфляцию, так что повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги будет все же не так болезненно сказываться на состоянии наших кошельков.

Следующая поправка представляет собой попытку преодолеть одну из сторон уравниловки, когда оплата жилья зависит только от площади квартиры и одинакова для жильцов «хрущевок» и «элитных домов». Теперь она должна устанавиваться дифференцированно, в зависимости от качества и расположения жилья. На первый взгляд решение вполне разумное. Но если вдуматься, оно довольно спорное. Дело в том, что нынешняя оплата жилья — плата вовсе не за квартиру, а только за обслуживание жилья (уборка территории; вывоз мусора; освещение, озеленение и профилактический ремонт мест общего пользования и т.п.), одинаковая и для нанимателей, и для собственников квартир (для последних она и называется платой за техническое обслуживание). Непонятно, почему эта плата должна зависеть от качества дома и уж тем более от района.

А платы за наем жилья в составе статей оплаты жилищных услуг в нашем городе нет (как и в большинстве других, кроме разве что Москвы, где она есть, но чисто символическая: 8 руб./кв.м). Но вот она-то и должна бы отражать качество и престижность жилья. Что же касается собственников квартир, то у них этой составляющей в оплате жилья и быть не может — квартира-то собственная. Если она куплена, то ее качество и престижность уже отразились в цене, которую заплатил владелец. Кроме того, собственник квартиры должен платить налог на имущество, а он зависит от цены (даже если квартира была бесплатно приватизирована, оценочная цена, по которой исчисляется налог, будет зависеть от качества и престижности квартиры). Так что есть над чем поразмыслить областным и городским властям.

Не осталась без внимания и проблема малоимущих. В прежней редакции Закона о субсидиях на оплату жилья и коммунальных услуг этой категории граждан только упоминалось, но не определялись основания предоставления и размеры субсидий. Их дало правительственное постановление о переходе на новую систему оплаты: если оплата жилья и коммунальных услуг превышает определенную долю совокупных доходов семьи (устанавливаемую местной администрацией, но в размере не более 10% в 1994 г., 15% в 1995 г., 20% в 1998 г.), то это превышение компенсируется субсидией. Теперь субсидии будут предоставляться по-другому: право на субсидию имеют семьи, в которых доход на человека не превышает прожиточного минимума, и платить за жилье и коммунальные услуги они должны не больше половины минимальной зарплаты.

В апреле (более свежих данных пока нет) прожиточный минимум в нашей области, по расчетам Новосибирского облкомстата, составил 375 тыс. руб.; минимальная зарплата сейчас — 75,9 тыс. руб. Значит, семья из трех человек, совокупный доход которой не превышает 1,125 млн. руб., будет платить за жилье и коммунальные услуги из своих денег 37,8 тыс. руб., на остальную часть полагается субсидия. Прежде же ей бы скомпенсировали лишь часть, превышающую 112,5 тыс. руб., т.е. выходящую за пределы 10% дохода семьи. Как видно, пресс жилищных расходов для малоимущих ослабляется очень значительно, как и круг получателей субсидии.

И последняя поправка, касающаяся платы за жилье. Она относится к работникам приватизированных предприятий, членам их семей и пенсионерам, которые живут в домах, принадлежащих предприятиям, на правах арендаторов. Оплата жилья и коммунальных услуг такими лицами теперь должна регулироваться с «с учетом соответствующих коллективных договоров». Это, конечно, слабый заслон произволу в установлении платы за жилье в таких домах (у нас это, главным образом, общежития), но раньше не было и такого.

Есть еще одна новация, но уже из другой области — о праве на освободившиеся помещения в коммунальных квартирах. Если рассмотренные выше поправки можно только приветствовать (хотя иногда с оговорками), то по отношению к этой эмоции сугубо отрицательные. Раньше право занять освободившуюся комнату (или комнаты) имели живущие в «коммуналке», если при этом приходящаяся на человека площадь превышала нормы, то на правах аренды или выкупа. Новая редакция закона позволяет субъектам федерации своими законами ограничить это право.

Предложение о такой поправке внесли 16 депутатов Госдумы, мотивируя тем, что передача комнат в «коммуналках» не нуждающимся в улучшении жилищных условий (хотя разве сам факт проживания в коммунальной квартире не свидетельствует о ненормальности этих условий?) затрудняет обеспечение жильем очередников и «внеочередников». Общенациональный фонд содействия ликвидации коммунальных квартир сразу же направил в Госдуму протест, но, как видно, без толку — поправка прошла. Остается надеяться, что наш облсовет не воспользуется появившимся у него правом увековечить коммунальное заселение.

Константин Глущенко