Квартал, 4 марта 1996 г., № 8 (25), с. 2

ЦИФРУ «5» ЗАМЕНИТЬ

ЦИФРОЙ «10»

Так гласит закон, вступивший в силу с 1 января. Он был принят еще прежним составом Госдумы, в декабре, а опубликован, после утверждения Президентом, 18 января. И прошел как-то незамеченным, почти не вызвав комментариев, что довольно удивительно: ведь это не какой-то узкоспециальный закон - им внесены изменения и дополнения в закон 1992 года «Об основах федеральной жилищной политики», затрагивающий интересы всего населения. А загадочная фраза, вынесенная в заголовок, вовсе не покушается на принятый в арифметике способ изображения чисел, но тем не менее имеет касательство к каждому из нас.

Так гласит закон, вступивший в силу с 1 января. Он был принят еще прежним составом Госдумы, в декабре, а опубликован, после утверждения Президентом, 18 января. И прошел как-то незамеченным, почти не вызвав комментариев, что довольно удивительно: ведь это не какой-то узкоспециальный закон - им внесены изменения и дополнения в закон 1992 года «Об основах федеральной жилищной политики», затрагивающий интересы всего населения. А загадочная фраза, вынесенная в заголовок, вовсе не покушается на принятый в арифметике способ изображения чисел, но тем не менее имеет касательство к каждому из нас.

Закон «Об основах федеральной жилищной политики» (принятый 24 декабря 1992 г.) установил, что жильцы будут оплачивать затраты на содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги по полной стоимости, а переход на эту новую систему оплаты жилья должен произойти поэтапно в течение 5 лет. В чем состоит этапность, уточнило правительственное постановление «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг» (от 22 сентября 1993 г.): доля затрат жилищно-коммунального хозяйства, оплачиваемая нами, должна возрастать постепенно - в 1994 г. - 15-20%, в 1995 г. - 20-40%, в 1996 г. - 40-60%, в 1997 г. - 60-90%, и, наконец, в 1998 г. - 100%. А детали перехода - в этих рамках - оставлены на усмотрение местных властей.

Жилищно-коммунальное хозяйство содержалось на наши деньги и раньше - ведь больше им просто и неоткуда взяться. Но путь этих денег был длинен: они изымались через прямые и косвенные налоги с граждан и предприятий (что, в общем-то, то же самое: больше налоги с предприятий - меньше зарплата) и попадали в «общий котел», из которого и выплачивались дотации жилищно-коммунальному хозяйству. Квартплата же в его финансировании занимала ничтожную долю - несколько процентов.

При новой системе оплаты жилья путь денег становится предельно простым: из наших карманов прямо на счета жилищно-коммунальных служб. Смысл этой реформы состоит в переходе к рыночным отношениям в сфере жилищно-коммунальных услуг - получая деньги не от государства, а непосредственно от нас, коммунальные службы превращаются из независящих от нас благодетелей в продавцов услуг, а мы становимся не просителями, а покупателями услуг со всеми вытекающими отсюда правами.

Но - гладко было на бумаге. Наверное, для всех новосибирцев оказался шоком первый этап перехода на новую систему оплаты жилья в 1994 г., когда дважды - с января и с августа - подскакивала плата на жилье. В итоге за год тарифы на жилищно-коммунальные услуги выросли в 460 раз, в том числе на услуги жилищного хозяйства - в 100 раз (правда, это данные не по самому Новосибирску, а по области, но понятно, что львиная доля принадлежит областному центру). И это для того, чтобы довести оплачиваемую жильцами долю расходов на обслуживание жилья и коммунальные услуги всего лишь до пятой части.

Но и эта доля затем стала вновь уменьшаться из-за инфляции (за 1994 г. общий уровень цен в Новосибирске вырос в 3,5 раза). Так что для доведения ее до 40% в 1995 г., как намечалось упоминавшимся постановлением, нужно было повысить тарифы уже не вдвое, а больше. В минувшем году они увеличивались тоже дважды: с 1 февраля и с 1 июля. И сейчас двухкомнатная квартира в нашем городе обходится где-то в 100 тыс. руб. в месяц (без платы за электроэнергию и телефон). Это при том, что средний (по городам нашей области) доход составил в ноябре минувшего года 423 тыс. руб. на человека.

То, что резко возросшие расходы на оплату жилья могут оказаться непосильными для части населения, не было оставлено без внимания. Максимальная доля этих расходов не должна была превосходить 10% совокупного дохода семьи в 1994 г., 15% в 1995 г., 20% в 1998 г. Что сверх этого, компенсируется местными властями субсидиями на оплату жилья и коммунальных услуг (причем касается это не только нанимателей государственных и муниципальных квартир, право на субсидии имеют и собственники приватизированных). Но - в пределах нормы общей площади жилья: в Новосибирске - 18 кв.м на человека.

Определяя предельную долю доходов семьи, которую может поглотить оплата жилья, законодатели исходили из западного опыта, где траты на жилье достигают трети семейных доходов. Но там остающейся части вполне хватает для приличной - а по нашим меркам, шикарной - жизни (при том, что немалую долю доходов съедают и налоги, которые не в пример больше наших обычных 13% - и слава богу, что тут наши законодатели не взяли Запад за образец). У нас же взвинтившаяся оплата жилья стала тяжелым бременем, поскольку и без нее большей части населения доходов едва хватает (и то не всем) лишь на самые необходимые нужды. В результате число неплательщиков катастрофически растет, а задолженность по квартплате стала настолько массовым явлением, что победить его, похоже, уже невозможно.

И вновь принятый закон, учитывая сложившуюся ситуацию, изменяет установленный прежней редакцией закона «Об основах федеральной жилищной политики» 5-летний срок перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 10-летний. Теперь мы сможем вздохнуть свободнее: до оплаты жилищно-коммунальных услуг по полной стоимости дело дойдет лишь в следующем тысячелетии - в 2003 году. Так что квартплата (для владельцев приватизированного жилья она называется оплатой услуг по техническому обслуживанию дома, больше ничем не отличаясь) и плата за коммунальные услуги будут расти и дальше - хотя бы для того, чтобы скомпенсировать то, что съест инфляция, - но теперь уже более плавно, не такими чудовищными скачками, как в позапрошлом и прошлом годах.

Новый закон предусматривает еще одно послабление: в части предельных расходов на жилье. Касается оно самых малообеспеченных. Если доход семьи таков, что на каждого ее члена приходится не больше прожиточного минимума, то собственные расходы на оплату жилья и коммунальных услуг не должны превышать установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Сейчас он составляет 63,25 тыс. руб., а ноябрьский прожиточный минимум в Новосибирской области - 311 тыс. руб.

Константин Глущенко