Квартал, 1996, 5 февраля, № 4 (21), с. 1, 14

 

ДО ЧЕГО ДОШЕЛ ПРОГРЕСС ИЛИ ИЗ

ИСТОРИИ САНИТАРНОЙ НОРМЫ

 

Благополучие жилищных условий в нашей стране определяется по соответствию жилой площади, приходящейся на одного проживающего, "санитарной норме" – 9 квадратных метров. Правда, для приобретающих квартиры за свой счет она перестала быть ограничителем, но немногим счастливцам, получающим государственное или муниципальное жилье, оно по–прежнему выделяется по этой норме.

Можно подумать, что санитарная норма – плод научных изысканий советских ученых, установивших, что именно столько нужно трудящемуся для полноценного существования. Но дело обстоит вовсе не так. Исходный пункт ее в следующем: "Современная гигиена требует, чтобы жилище, предназначенное для помещения взрослого рабочего, вмещало в себя 25 кубических метров ... воздуха". Стало быть, в учет принимаются только биологические потребности человека. Существует еще одно требование: высота от пола до потолка в жилых помещениях должна быть не менее 2,5 метров. Если поделить одно на другое, получится 10 кв. м – несколько больше сакраментальных 9 кв. метров, но довольно близко.

Теперь открою секрет. Под "современной" имеется в виду гигиена XIX века: приведенная цитата – из доклада на состоявшемся в 1895 году заседании 2–го Московского гигиенического общества. Что же касается высоты квартиры – это из СНиП (строительных норм и правил) "Жилые здания", утвержденных в 1985 году и действующих по сей день.

Так что истоки отечественной санитарной нормы уходят в седую старину, она основывается на представлениях теоретической гигиены более чем вековой давности. И, как видно, преобразившись из норматива кубатуры в площадь, она стала подразумевать даже худшие жилищные условия, чем столетие назад.

Во-первых, 25 куб. метров – это объем воздуха в помещении, поэтому из кубатуры самого помещения нужно вычесть объем, занимаемый мебелью и другими предметами обстановки. Во-вторых, даже если пренебречь этим, 9 кв. метров будут соответствовать объему, требуемому гигиеной прошлого века, лишь при высоте квартиры 2,77 метров (что для большинства существующих домов вовсе не характерно). К слову сказать, принятое в 1882 г. постановление Санкт-Петербургской городской управы установило, что высота жилых помещений должна быть не менее 3,5 аршин – 2,49 м: прогресс за век с лишним, закрепленный в СНиП 1985 г., измеряется одним сантиметром.

Объем помещения превратился в площадь на заре советской власти – в 1920 году, когда утвержденными декретом Совнаркома РСФСР временными правилами Наркомздрава была установлена норма жилой площади в 8,25 кв. метров на человека. Затем в 1922 году она была увеличена до 9 кв. метров "Санитарными правилами по постройке жилых зданий". В правилах 1920 и 1922 годов устанавливалась также минимальная высота жилых помещений, что и позволило перейти от кубатуры к площади (а про мебель и прочее наркомздравовские чиновники или забыли, или решили, что ее не так много, чтобы брать поправку на нее). С тех пор строительные нормы, которым определялись требования к высоте квартир, не раз менялись, а вот санитарная норма жилой площади так и осталась неизменной с 1922 года до наших дней, утратив связь со своим исходным смыслом.

В те же далекие годы появилось и разделение площади жилья на общую и жилую. Связано оно с курсом на "коммунальное" (от слова "коммуна") заселение квартир – сперва при "уплотнении буржуазии", когда в занимаемые ею квартиры подселялось еще несколько семей (а просторные комнаты нередко разгораживались на более мелкие), а потом и во вновь построенных домах, чтобы и в быту было где проявиться коллективизму "нового человека". И квартира естественным образом разделялась на жилые помещения (где жили отдельные семьи), а площадь в них стала именоваться "жилой", и на помещения общего пользования (для всех жильцов квартиры), площадь которых в сумме с жилой стала называться "полезной" или "общей".

Такое деление неизвестно, пожалуй, нигде кроме нашего отечества. В зарубежных работах, посвященных жилищному вопросу в СССР (а теперь в России), обязательно растолковывалось различие между общей и жилой площадью, загадочное для жителей стран, никогда не знавших "коммуналок" (во всяком случае, как массового явления). Понятие общей площади жилья существует в жилищной статистике и за рубежом. Определяется она, правда, в разных станах неодинаково: если у нас это все, что внутри квартиры, то, к примеру, в США в нее включается еще площадь общих коридоров и лестничных площадок, а в ряде европейских стран (Великобритании, ФРГ, Франции) при расчете обеспеченности жильем в общей площади не учитываются ванные комнаты и санузлы. В быту же размер квартиры характеризуют не столько площадью, сколько числом комнат (или спален).

Жилищные стандарты цивилизованных стран давно уже отошли от "биологического" подхода гигиены прошлого века, рассматривая человека как существо социальное. Поэтому для них переход от кубатуры к площади вполне естественен – биологические потребности человека заведомо перекрываются. Например, в разработанном ООН международном стандарте минимальным уровнем считается 30 кв. метров общей площади на человека (в наших квартирах жилая площадь – примерно 2/3 общей, так что это около 20 кв. метров жилой площади). У нас же, как показывает приведенный в начале статьи простой расчет, норматив жилой площади зачастую не обеспечивает даже необходимого – согласно гигиене XIX века – объема воздуха.

Как ни убога отечественная санитарная норма, жилищные условия многих жителей нашего города не соответствуют даже ей. По данным переписи населения 1989 года, 43,5% новосибирцев жили в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям более чем вековой давности, имея менее 9 кв. метров жилой площади на человека, в том числе 22,6% – от 6 кв. метров и меньше (это ниже нормы для прусских казарм и где-то на уровне минимума, установленного британским законом о бедных XIX века).

Константин Глущенко