Ипотека.
Финансирование будущего, № 1 (13), январь 1996 г., с. 8-9
Евгений КИБАЛОВ,
дународного института стро-
ительства
В
богатое на неожиданности время перемен прогнозирование – занятие неблагодарное
и, пожалуй, даже граничащее с шарлатанством. Тем не менее нельзя строить свою
деятельность вслепую, не зная, что ожидает впереди. Выход дает метод сценариев,
которые – в отличие от прогнозов – не предсказывают будущее, а показывают
возможные (качественно различающиеся) варианты развития. Сценарии и служат
подспорьем для разработки гибкой стратегии, в которой заранее "просчитаны
ходы" на случай реализации того или иного варианта.
Именно
такой подход был использован для анализа перспектив решения жилищной проблемы в
Новосибирске. В статье описываются (по необходимости бегло) результаты,
связанные лишь с одной стороной проблемы – с жилищным строительством (кроме
авторов в работе участвовали социологи Т. Богомолова и В. Тапилина).
ИСХОДНОЕ
СОСТОЯНИЕ
Новосибирск
– крупный промышленный город с высокой долей ВПК (более 60% предприятий) и
значительным удельным весом научно-образовательного комплекса (отделения трех
академий наук: РАН, сельскохозяйственной и медицинской; "продукция"
вузов – выпуск специалистов – в 1994 году составил 34 тысячи человек). Своего
максимума население города достигло в 1990 году – 1446 тысяч человек. На начало
1995 года статистика дает величину 1368 тысяч человек. Правда, эта цифра
внушает серьезные сомнения – скорее всего, она отражает не столько реальное
движение населения, сколько ухудшение качества учета. Однако иного источника
информации о численности населения, кроме официальной статистики, нет, поэтому
в расчетах приходится опираться на указанную цифру.
Если
исходить из нее, обеспеченность жильем в Новосибирске составляет 17,2 кв. м
общей площади на душу населения и 314 квартир (в том числе в индивидуальных
домах) на 1000 жителей. А домохозяйств (семей и одиночек) на 1000 жителей
приходится 347. С учетом того, что часть семей стремится к разделению (но не
может реализовать это стремление из-за дефицита жилья), на 1000 новосибирцев
нужно 392 квартиры – на четверть больше, чем имеется сейчас.
Строилось
же жилья на душу населения в последние два-три десятилетия меньше, чем в
среднем по России. Пика жилищное строительство в городе достигло в 1988 году –
0,68 млн. кв. м общей площади жилья (0,47 кв. м на одного новосибирца и 7,5
квартиры на 1000 человек). За ним последовал глубокий спад: в 1992 году ввод в
действие жилья составил 36,5 процента от пикового, упав до 0,17 кв. м на одного
жителя. Однако с 1993 года объемы жилищного строительства в Новосибирске
растут: сначала на 29, затем еще на 19 процентов. В 1994 году было построено
0,38 млн. кв. м общей площади жилья – 0,28 кв. м на человека и 4,8 квартиры на
1000 человек, впервые за последние десятилетия эти показатели превысили
среднероссийские. В 1995 году ожидается рост еще на 10 процентов, до уровня
0,42 млн. кв. м общей площади.
Для того
чтобы ликвидировать абсолютный дефицит жилья (нехватку квартир) в Новосибирске
за социально приемлемый срок, недостаточно даже выхода на
"докризисный" пиковый объем ввода в действие жилья. Наиболее
целесообразная интенсивность жилищного строительства должна быть вдвое выше –
около 1,5 млн. кв. м общей площади в год, во всяком случае, она должна быть не
менее 1 млн. кв. м в год.
ВОЗМОЖНЫЕ
СЦЕНАРИИ
В качестве
горизонта сценариев был принят 1998 год – исходя из того, что в 1998 году
должно завершиться единственное мероприятие жилищной реформы, для которого
установлены конкретные сроки: переход к рыночным принципам оплаты жилья. К
слову сказать, это одно из немногих (кроме, пожалуй, приватизации жилья)
реально осуществляющихся мероприятий
Достаточно
ясно, что ситуация в жилищном строительстве Новосибирска будет определяться не
столько местными явлениями, сколько процессами, идущими в масштабах страны.
Поэтому в сценариях рассматривались в первую очередь возможные направления
действий федеральных властей и их последствия, а затем анализировалось, как это
отражается на ситуации в Новосибирске. Однако городским властям отводилась
пассивная роль: их действия не учитывались (а эти действия, основанные на
эффективной стратегии, могут существенно улучшить результаты).
Главный
фактор, качественно отличающий сценарии друг от друга – интенсивность и
направление экономических реформ в стране. Первый, названный
"шоковым", предполагает резкое ускорение рыночных преобразований.
Второй сценарий рассматривает случай продолжения нынешней политики вялого
реформирования и обозначен как "градуалистский", или
"инерционный". И, наконец, третий – "реставрационный" –
сценарий описывает поворот вспять.
Шоковый
сценарий. Основная его черта – форсирование экономических реформ,
исходящее из того, что затяжной кризис обусловлен не шоковым характером
проведенных преобразований, а, наоборот, недостатком "шока". Резервы
же для него есть: полномасштабная ценовая либерализация (в частности, в
топливно-энергетическом комплексе), открытие национальной экономики мировому
рынку, резкое сокращение субсидий, дотаций и льгот, либерализация
хозяйственного законодательства. Эти меры используются с целью быстрого
достижения макроэкономического равновесия за счет ликвидации бюджетного
дефицита, подавления инфляции, сближения внутренних цен с мировыми,
стабилизации курса рубля.
Обобщающие
результаты актуализации шокового сценария выражаются в следующем. Годовой объем
ввода в действие жилых домов в Новосибирске в 1998 году упадет до уровня
0,25-0,3 млн. кв. м общей площади или 4-5 тысяч квартир. Всего за 1996-1998
годы будет введено в действие 0,9-1,1 млн. кв. м жилья. В структуре
строительства несколько увеличится доля квартир большей комнатности, из-за чего
появится тенденция к сокращению структурного дефицита жилья.
Инерционный
сценарий. Экономическая политика по-прежнему остается градуалистской,
то есть постепенной и псевдогуманной (вроде ампутации по частям). Общей
тенденцией экономической стратегии явится формирование в стране хозяйственного
механизма, соответствующего развитой рыночной экономике. Однако вследствие
номенклатурного менталитета и коррумпированности верхнего эшелона власти, а
также давления антирыночных сил проводимые реформы будут отличаться
половинчатостью, законодательные мероприятия и способы экономического
регулирования в ряде случаев окажутся неадекватными цели и/или нереалистичными.
В ходе реализации государственная политика искажается воздействием
ведомственных интересов и интересов новых монополистов (в частности,
посредством подзаконных актов).
Для
новосибирского жилищного строительства результаты актуализации инерционного
сценария выразятся в следующем. Годовой объем ввода в действие жилых домов в
1998 году достигнет уровня 0,48-0,52 млн. кв. м общей площади, или 8-8,5 тысячи
квартир, в целом за 1996-1998 годы будет построено 1,4-1,5 млн. кв. м жилья.
Реставрационный
сценарий. Основной предпосылкой этого сценария является приход к
власти оппозиционеров-государственников, в результате чего экономический курс
будет изменен, движение в направлении рыночных преобразований замедлится, будут
реанимированы некоторые элементы административного управления. Экономическая
политика при этом базируется на двух "китах": увеличении
государственных расходов и отказе от структурной перестройки.
В случае
актуализации реставрационного сценария годовой объем ввода в действие жилых
домов в Новосибирске в 1998 году упадет до 0,25-0,3 млн. кв. м общей площади
(4-5 тысяч квартир). Всего за 1996-1998 годы будет построено 0,9-1,1 млн. кв. м
жилья.
СЛЕДСТВИЯ
И ПРИЧИНЫ
Нужно сказать,
что результаты сценарного анализа оказались неожиданными для авторов. Предполагалось,
что шоковый, инерционный и реставрационный сценарии будут играть роль
соответственно оптимистического, среднего и пессимистического. Однако логика
развертывания посылок, заложенных в основу сценариев, привела к тому, что ситуация
в жилищной сфере Новосибирска в случаях реализации оптимистического и
пессимистического сценариев почти совпадает, и на этом фоне гораздо более
благоприятен средний – инерционный – сценарий.
Причин
расхождения ожиданий и полученных результатов две: ограниченный временной
горизонт сценариев и особенности структуры экономики Новосибирска. Роль первого
фактора, хотя они взаимосвязаны, видна на рисунке, где показаны траектории объемов
жилищного строительства в Новосибирске в условиях разных сценариев, выходящие
за рассматривавшийся период (эти траектории, естественно, условны, рисунок
демонстрирует только их качественное отличие).
Проведение
шокотерапевтических мер первоначально приводит к углублению кризиса (в том
числе и к падению жизненного уровня) с последующим "выздоровлением"
экономики и ускорением роста. Аналогичным в условиях шокового сценария будет и
характер динамики жилищного строительства, однако позитивные результаты шокотерапии
скажутся за пределами 1998 года, а к этому году траектория строительства в
Новосибирске только начнет выходить на участок роста. При актуализации
инерционного и реставрационного сценариев характер динамики остается неизменным
и после 1998 года: в первом случае – медленный рост (но как тенденция в
отдельные годы возможно и сокращение объемов строительства), во втором –
продолжение свертывания строительства жилья. Таким образом, шоковый,
инерционный и реставрационный сценарии, действительно, соответствуют
оптимистическому, среднему и пессимистическому вариантам развития, но на более
длительном, чем принятый при анализе, отрезке времени.
Особенности
хозяйства Новосибирска уже упоминались: высокая доля ВПК и
научно-образовательного комплекса. Из-за такой структуры экономики города она
особо чувствительна к изменениям экономической политики федерального
правительства. Это, в частности, выражается в том, что спад в результате
шокотерапевтических мер в Новосибирске будет более глубоким, чем по России в
целом, а выход из него – более медленным. Поэтому актуализация шокового
сценария и дает на конец рассматривавшегося периода примерно такие же
результаты, что и реставрационного.
г. Новосибирск