Ипотека. Финансирование будущего, № 1 (13), январь 1996 г., с. 8-9

 

Константин ГЛУЩЕНКО,

Евгений КИБАЛОВ,

Сибирский филиал Меж-

дународного института стро-

ительства

ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В НОВОСИБИРСКЕ:

ВИДЫ НА БУДУЩЕЕ

 

В богатое на неожиданности время перемен прогнозирование – занятие неблагодарное и, пожалуй, даже граничащее с шарлатанством. Тем не менее нельзя строить свою деятельность вслепую, не зная, что ожидает впереди. Выход дает метод сценариев, которые – в отличие от прогнозов – не предсказывают будущее, а показывают возможные (качественно различающиеся) варианты развития. Сценарии и служат подспорьем для разработки гибкой стратегии, в которой заранее "просчитаны ходы" на случай реализации того или иного варианта.

Именно такой подход был использован для анализа перспектив решения жилищной проблемы в Новосибирске. В статье описываются (по необходимости бегло) результаты, связанные лишь с одной стороной проблемы – с жилищным строительством (кроме авторов в работе участвовали социологи Т. Богомолова и В. Тапилина).

 

ИСХОДНОЕ

СОСТОЯНИЕ

Новосибирск – крупный промышленный город с высокой долей ВПК (более 60% предприятий) и значительным удельным весом научно-образовательного комплекса (отделения трех академий наук: РАН, сельскохозяйственной и медицинской; "продукция" вузов – выпуск специалистов – в 1994 году составил 34 тысячи человек). Своего максимума население города достигло в 1990 году – 1446 тысяч человек. На начало 1995 года статистика дает величину 1368 тысяч человек. Правда, эта цифра внушает серьезные сомнения – скорее всего, она отражает не столько реальное движение населения, сколько ухудшение качества учета. Однако иного источника информации о численности населения, кроме официальной статистики, нет, поэтому в расчетах приходится опираться на указанную цифру.

Если исходить из нее, обеспеченность жильем в Новосибирске составляет 17,2 кв. м общей площади на душу населения и 314 квартир (в том числе в индивидуальных домах) на 1000 жителей. А домохозяйств (семей и одиночек) на 1000 жителей приходится 347. С учетом того, что часть семей стремится к разделению (но не может реализовать это стремление из-за дефицита жилья), на 1000 новосибирцев нужно 392 квартиры – на четверть больше, чем имеется сейчас. 

Строилось же жилья на душу населения в последние два-три десятилетия меньше, чем в среднем по России. Пика жилищное строительство в городе достигло в 1988 году – 0,68 млн. кв. м общей площади жилья (0,47 кв. м на одного новосибирца и 7,5 квартиры на 1000 человек). За ним последовал глубокий спад: в 1992 году ввод в действие жилья составил 36,5 процента от пикового, упав до 0,17 кв. м на одного жителя. Однако с 1993 года объемы жилищного строительства в Новосибирске растут: сначала на 29, затем еще на 19 процентов. В 1994 году было построено 0,38 млн. кв. м общей площади жилья – 0,28 кв. м на человека и 4,8 квартиры на 1000 человек, впервые за последние десятилетия эти показатели превысили среднероссийские. В 1995 году ожидается рост еще на 10 процентов, до уровня 0,42 млн. кв. м  общей площади.

Для того чтобы ликвидировать абсолютный дефицит жилья (нехватку квартир) в Новосибирске за социально приемлемый срок, недостаточно даже выхода на "докризисный" пиковый объем ввода в действие жилья. Наиболее целесообразная интенсивность жилищного строительства должна быть вдвое выше – около 1,5 млн. кв. м общей площади в год, во всяком случае, она должна быть не менее 1 млн. кв. м в год.

ВОЗМОЖНЫЕ

СЦЕНАРИИ

В качестве горизонта сценариев был принят 1998 год – исходя из того, что в 1998 году должно завершиться единственное мероприятие жилищной реформы, для которого установлены конкретные сроки: переход к рыночным принципам оплаты жилья. К слову сказать, это одно из немногих (кроме, пожалуй, приватизации жилья) реально осуществляющихся мероприятий

Достаточно ясно, что ситуация в жилищном строительстве Новосибирска будет определяться не столько местными явлениями, сколько процессами, идущими в масштабах страны. Поэтому в сценариях рассматривались в первую очередь возможные направления действий федеральных властей и их последствия, а затем анализировалось, как это отражается на ситуации в Новосибирске. Однако городским властям отводилась пассивная роль: их действия не учитывались (а эти действия, основанные на эффективной стратегии, могут существенно улучшить результаты).

Главный фактор, качественно отличающий сценарии друг от друга – интенсивность и направление экономических реформ в стране. Первый, названный "шоковым", предполагает резкое ускорение рыночных преобразований. Второй сценарий рассматривает случай продолжения нынешней политики вялого реформирования и обозначен как "градуалистский", или "инерционный". И, наконец, третий – "реставрационный" – сценарий описывает поворот вспять.

Шоковый сценарий. Основная его черта – форсирование экономических реформ, исходящее из того, что затяжной кризис обусловлен не шоковым характером проведенных преобразований, а, наоборот, недостатком "шока". Резервы же для него есть: полномасштабная ценовая либерализация (в частности, в топливно-энергетическом комплексе), открытие национальной экономики мировому рынку, резкое сокращение субсидий, дотаций и льгот, либерализация хозяйственного законодательства. Эти меры используются с целью быстрого достижения макроэкономического равновесия за счет ликвидации бюджетного дефицита, подавления инфляции, сближения внутренних цен с мировыми, стабилизации курса рубля.

Обобщающие результаты актуализации шокового сценария выражаются в следующем. Годовой объем ввода в действие жилых домов в Новосибирске в 1998 году упадет до уровня 0,25-0,3 млн. кв. м общей площади или 4-5 тысяч квартир. Всего за 1996-1998 годы будет введено в действие 0,9-1,1 млн. кв. м жилья. В структуре строительства несколько увеличится доля квартир большей комнатности, из-за чего появится тенденция к сокращению структурного дефицита жилья.

Инерционный сценарий. Экономическая политика по-прежнему остается градуалистской, то есть постепенной и псевдогуманной (вроде ампутации по частям). Общей тенденцией экономической стратегии явится формирование в стране хозяйственного механизма, соответствующего развитой рыночной экономике. Однако вследствие номенклатурного менталитета и коррумпированности верхнего эшелона власти, а также давления антирыночных сил проводимые реформы будут отличаться половинчатостью, законодательные мероприятия и способы экономического регулирования в ряде случаев окажутся неадекватными цели и/или нереалистичными. В ходе реализации государственная политика искажается воздействием ведомственных интересов и интересов новых монополистов (в частности, посредством подзаконных актов).

Для новосибирского жилищного строительства результаты актуализации инерционного сценария выразятся в следующем. Годовой объем ввода в действие жилых домов в 1998 году достигнет уровня 0,48-0,52 млн. кв. м общей площади, или 8-8,5 тысячи квартир, в целом за 1996-1998 годы будет построено 1,4-1,5 млн. кв. м жилья.

Реставрационный сценарий. Основной предпосылкой этого сценария является приход к власти оппозиционеров-государственников, в результате чего экономический курс будет изменен, движение в направлении рыночных преобразований замедлится, будут реанимированы некоторые элементы административного управления. Экономическая политика при этом базируется на двух "китах": увеличении государственных расходов и отказе от структурной перестройки.

В случае актуализации реставрационного сценария годовой объем ввода в действие жилых домов в Новосибирске в 1998 году упадет до 0,25-0,3 млн. кв. м общей площади (4-5 тысяч квартир). Всего за 1996-1998 годы будет построено 0,9-1,1 млн. кв. м жилья.

СЛЕДСТВИЯ

И ПРИЧИНЫ

Нужно сказать, что результаты сценарного анализа оказались неожиданными для авторов. Предполагалось, что шоковый, инерционный и реставрационный сценарии будут играть роль соответственно оптимистического, среднего и пессимистического. Однако логика развертывания посылок, заложенных в основу сценариев, привела к тому, что ситуация в жилищной сфере Новосибирска  в случаях реализации оптимистического и пессимистического сценариев почти совпадает, и на этом фоне гораздо более благоприятен средний – инерционный – сценарий.

Причин расхождения ожиданий и полученных результатов две: ограниченный временной горизонт сценариев и особенности структуры экономики Новосибирска. Роль первого фактора, хотя они взаимосвязаны, видна на рисунке, где показаны траектории объемов жилищного строительства в Новосибирске в условиях разных сценариев, выходящие за рассматривавшийся период (эти траектории, естественно, условны, рисунок демонстрирует только их качественное отличие).

Проведение шокотерапевтических мер первоначально приводит к углублению кризиса (в том числе и к падению жизненного уровня) с последующим "выздоровлением" экономики и ускорением роста. Аналогичным в условиях шокового сценария будет и характер динамики жилищного строительства, однако позитивные результаты шокотерапии скажутся за пределами 1998 года, а к этому году траектория строительства в Новосибирске только начнет выходить на участок роста. При актуализации инерционного и реставрационного сценариев характер динамики остается неизменным и после 1998 года: в первом случае – медленный рост (но как тенденция в отдельные годы возможно и сокращение объемов строительства), во втором – продолжение свертывания строительства жилья. Таким образом, шоковый, инерционный и реставрационный сценарии, действительно, соответствуют оптимистическому, среднему и пессимистическому вариантам развития, но на более длительном, чем принятый при анализе, отрезке времени.

Особенности хозяйства Новосибирска уже упоминались: высокая доля ВПК и научно-образовательного комплекса. Из-за такой структуры экономики города она особо чувствительна к изменениям экономической политики федерального правительства. Это, в частности, выражается в том, что спад в результате шокотерапевтических мер в Новосибирске будет более глубоким, чем по России в целом, а выход из него – более медленным. Поэтому актуализация шокового сценария и дает на конец рассматривавшегося периода примерно такие же результаты, что и реставрационного.

 

г. Новосибирск