Недвижимость Сибири, 25 мая – 1 июня 1995 г., № 20 (68), с. 2

 

Рынок вместо очереди?

 

Сейчас в Новосибирске ждут улучшения жилищных условий немногим менее 100 тысяч семей-очередников. При нынешних темпах движения очереди обеспечить их жильем удастся самое малое за 25 лет. Однако выход из этого тупика есть – еще в 1993 г. Правительство России издало постановление (№ 1278 от 10.12.1993) о предоставлении гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья.

Согласно положению, утвержденному этим постановлением, субсидии предоставляются гражданам (по их желанию), состоящим на учете по улучшению жилищных условий (т.е. в очереди на квартиру). Размер субсидии может составлять от 5 до 70% средней стоимости строительства или приобретения в данном регионе дома или квартиры площадью, соответствующей социальной норме площади жилья для семьи, получающей субсидию. Он зависит от величины дохода на одного члена семьи и количества лет ожидания в очереди. Госстроем и Минфином РФ в марте 1994 г. были утвержены примерный перечень и формы необходимых документов, предоставляемых гражданами при подаче заявок на получение субсидий (они опубликованы в газете «Экономика и жизнь» № 12 за 1994 г.).

Таким образом, вроде бы создан механизм, дающий очередникам возможность выйти на рынок жилья. Даже при отсутствии той основы, на которой строится рынок жилья за рубежом – ипотечного кредитования – этот механизм может заметно стимулировать платежеспособный спрос на жилье и дать дополнительный приток средств в жилищное строительство, способствуя его росту. Но насколько же реально может «рассосаться» очередь на жилье за счет предоставления субсидий на его приобретение?

Оценим, сколько нужно средств на субсидии, воспользовавшись опубликованными ранее (см. «НС» № 19) данными о характеристиках очереди на жилье в Новосибирске. На начало 1995 г. в очереди стояло 95,4 тыс. семей (включая одиночек). Будем учитывать только тех, у кого нет отдельного жилья – их около 40%, т.е. 38 тыс. семей. Считая, что это главным образом семьи из 2-3 человек и одиночки, получим (исходя из доли семей разного размера в очереди), что средний размер такой семьи – 2,3 человека. При норме жилой площади 9 кв.м и среднем по Новосибирску соотношении между жилой и общей площадью 1:1,5 на человека должно приходиться 13,5 кв.м общей площади, а на всех не имеющих отдельного жилья очередников – 38 тыс. семей ´ 2,3 чел. ´ 13,5 кв.м = 1180 тыс. кв.м.

Среднее время нахождения в очереди на начало 1991 г. составляло 5,3 года. Учитывая, что новых очередников с того времени почти не добавлялось, можно принять, что средний «стаж» вырос теперь до 9 лет. Согласно данным Новосибирского облкомстата, месячный доход на члена семьи в среднем по области в начале года равнялся 192,9 тыс. руб.; в пересчете на городское население – 221 тыс. руб. или 11 минимальных зарплат. Из приведенной в упоминавшемся положении таблицы находим, что при таких доходах и «стаже» субсидия предоставляется в размере 54% от средней стоимости жилья. В начале января 1 кв.м общей площади на рынке жилья Новосибирска в среднем стоил 826 тыс. руб. Отсюда общая сумма субсидий должна составить 1180 тыс. кв.м ´ 826 тыс. руб. ´ 54% = 526,3 млрд. руб.

За счет средств федерального бюджета субсидии предоставляются только военным-отставникам, вынужденным переселенцам, отселяемым с Севера и т.п., остальным же (т.е. как раз основной массе очередников) – из средств бюджетов субъектов Российской Федерации, попросту говоря, из областного. Рассчитанный выше объем требующихся субсидий – это более трети доходной части бюджета Новосибирской области, запланированной на 1995 г. (1460 млрд. руб.). Но расчет велся в ценах начала года. К началу мая средняя цена 1 кв.м поднялась уже до 1140 тыс. руб., что увеличивает потребность в субсидиях до 726,4 млрд. руб., т.е. до половины доходной части областного бюджета.

Заметим, что возможность выхода на рынок жилья доступна не всем очередникам, а лишь способным вовремя оплатить не покрываемую субсидией часть стоимости приобретаемого жилья (т.е. не менее 30%, а для «среднего» очередника, принятого в расчете – 46%). При нынешнем соотношении цен на жилье и доходов населения такая сумма будет для многих неподъемна. Это, конечно, значительно сокращает потребность в субсидиях. Но, с другой стороны, мы не учитывали тех, кто стоит в очереди «на расширение». Для них субсидия на покупку более просторной квартиры взамен имеющейся во многих случаях была бы решением проблемы, поскольку недостающую сумму они могли бы выплатить, продав прежнюю квартиру (правда, половину выручки в таком случае нужно вернуть органу, предоставившему субсидию). Поскольку на «расширение» претендует около 60% очередников, их учет существенно увеличит оценку потребности в субсидиях. Поэтому можно считать, что фактическая потребность в субсидиях в Новосибирске – в пределах 0,5-1 трлн. руб.

Отсюда со всей очевидностью следует, что правительственное постановление о субсидиях на приобретение жилья очередниками (как и президентский указ «О жилищных кредитах») – не более чем декларация, не подкрепленная делом. При нынешних бюджетных возможностях выделяемая на субсидии сумма будет столь ничтожна, что никакого заметного вклада в уменьшение очереди (и, следовательно, в решение жилищной проблемы и рост жилищного строительства) не даст. К примеру, в прошлом году постановлением главы областной администрации на безвозмездные субсидии очередникам был выделен 1 млрд. руб. – этого должно было хватить лишь на 70 семей. А значит, очереди на субсидию придется ждать еще дольше, чем очереди на бесплатную квартиру. Так что рыночная альтернатива улучшения жилищного положения для очередников пока только иллюзия.

Константин Глущенко