Недвижимость
Сибири, 1995, 23-30 марта, № 11 (60), с. 5
В прошедшем году в Западной Сибири наиболее высокой
инфляция была в Кемеровской области, где за год потребительские цены выросли в
3,8 раза, и Новосибирская – в 3,5 раза, превысив среднероссийский уровень,
составивший 3,2 раза. В остальной части региона рост цен был ниже, чем в России
в целом – от 2,7 раза в Алтайском крае до 3,1 раза в Омской области. При
расчете индексов потребительских цен учитываются цены на продовольственные
товары, промышленные товары и платные услуги. Так вот рост цен на товары в
Новосибирской и Кемеровской областях отставал от российского, составив
соответственно 3,1-2,6 и 2,8-2,7 раза в сравнении с 3,1-2,9 раза по России в
целом, тогда как цены на платные услуги выросли в Новосибирской области в 12,4
раза, а в Кемеровской – в 26,5 раз при среднероссийском росте в 7,6 раз. Таким
образом, в 1994 г. инфляция в этих областях превысила российский уровень
исключительно за счет более высоких темпов роста цен на услуги.
Наибольший же вклад в этот рост внесло повышение
ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги. По данным Новосибирского
облкомстата, цены на жилищно-коммунальные услуги в Новосибирской области
выросли за 1994 г. в 460 раз (в том числе на услуги жилищного хозяйства – почти
в 100 раз). Как видно, повышение цен в жилищно-коммунальном хозяйстве заметно
подстегивает инфляцию. Но само оно обусловлено не столько вызванным инфляцией
ростом издержек в отрасли (хотя и это имеет место), сколько переводом ее на
самофинансирование – постепенным сокращением дотаций, которое и восполняется
увеличением платежей населения. Эта установка была закреплена принятым в 1992
г. законом «Об основах федеральной жилищной политики» и затем конкретизирована
в 1993 г. Государственной целевой программой «Жилище». Повышение платы за
жилищные и коммунальные услуги – пожалуй, единственное реально выполняющееся
мероприятие этой программы.
Согласно программе «Жилище», затраты на содержание
жилья и оплату коммунальных услуг государство полностью переложит на плечи
населения в 1998 г. А как будет происходить переход к этому, оставлено на
усмотрение местных властей. Как видно из данных, приведенных в начале статьи, в
прошедшем году во многих регионах они не слишком торопились. Интересно сравнить
уровни цен на жилищно-коммунальные услуги в Новосибирске и других городах. На
конец 1994 г. квартирная плата в Новосибирске за 1 кв.м общей площади (в
благоустроенных домах с лифтом и мусоропроводом) составляла 137 руб., более чем
вдвое превышая среднероссийский уровень, равный 63,5 руб. Минимальной она была
в Пензенской области, оставшись неизменной с времен социализма – 8 коп., в
Санкт-Петербурге составляла 16 руб., в Москве – 38, в Новгороде – 58. Но
новосибирские ставки были не самыми высокими в России: жители Республики Коми
платили 144 руб. за 1 кв.м, Камчатской области – 217, Магаданской – 236. В
Западной Сибири квартплата была ниже новосибирской в Барнауле (57 руб.) и Омске
(94 руб.), выше – в Кемерове (147 руб.) и Тюмени (160 руб.).
Плата за горячее водоснабжение – также на конец 1994
г. – в Новосибирске составляла 1386 руб. с жильца. Самой низкой она была опять
же в Пензенской области – 68 руб., а самой высокой в Мурманской – 2102 руб.
Жители Санкт-Петербурга платили 312 руб., Москвы – 330, а Московской области –
втрое больше. Ниже новосибирского был тариф в Омске – 633 руб. и Кемерове – 824
руб. А вот в Новгороде он составлял 1537 руб., в Ленинградской области – около
1800 руб.
Нынешний год ознаменовался для новосибирцев более чем
двукратным повышением с 1 февраля ставок и тарифов на жилищно-коммунальные
услуги (так что индекс цен на платные услуги в феврале составил 142,6%, тогда
как на товары – 113,2 и 110,6%). Но можно утешиться тем, что такой рост
характерен и для всей России: за январь-февраль квартплата выросла в 2 раза,
плата за горячее водоснабжение – в 2,1 раза, за газоснабжение – в 1,8 раза, за
электроэнергию – в 1,5 раза. Сейчас квартплата в Новосибирске составляет 301
руб. за 1 кв.м (по Новосибирской области: в Колывани – 30 руб., в Ордынском –
42, в Искитиме, Куйбышеве, Северном – 60-66, в Каргате – 100, в Болотном и
Татарске – 155, в Бердске – 335). В Барнауле и Омске квартплата осталась
прошлогодней (57 и 94 руб. соответственно), ниже новосибирской она также в
Горно-Алтайске (184 руб.) и Томске (200 руб.); в Кемерове примерно такая же –
300 руб., в Тюмени же выше – 398 руб. Квартплата в Новгороде, хотя и выросла в
2,5 раза, до 143 руб., достигла лишь нашего прошлогоднего уровня. Но московская
обогнала и составляет ныне 318 руб.
Что касается горячего водоснабжения, за которое
теперь в Новосибирске положено платить 2998 руб. с человека, то можно
позавидовать лишь Омску, где она осталась прежней (633 руб.), но, видимо,
ненадолго. Меньше новосибирской она также в Барнауле (1730 руб.) и Томске (2060
руб.), больше – в Тюмени (3083 руб.) и Кемерове (4787 руб.). В городах
Новосибирской области она составляет: в Куйбышеве – 1330 руб., в Искитиме –
2284, в Карасуке – 4552, в Бердске – 4760. В Новгороде плата за горячую воду –
4160 руб., в Москве – примерно 2570.
Больше всего можно посочувствовать москвичам (но
можно и порадоваться восстановлению «социальной справедливости»), которым
прежний низкий уровень цен на жилищно-коммунальные услуги откликнулся
восьмикратным их повышением с 1 января: квартплата выросла в 8,4 раза, плата за
горячую воду – в 7,8, за водоснабжение, канализацию и отопление – в 7,5 раз.
Стоимость киловатт-часа электроэнергии в квартирах с электроплитами в Москве 34
руб., без электроплит – 48 руб. (в Новосибирске – 25 и 36 руб.). Так что теперь
для семьи из трех человек, живущей в трехкомнатной квартире, плата за жилищные
коммунальные услуги (включая электроэнергию) составляет около 50 тыс. руб., в
Новосибирске же – на 5-7 тыс. руб. меньше.
Нужно сказать, что просто переложить на жильцов
заботы о финансировании жилищно-коммунального хозяйства удается не очень – по
мере того как растут тарифы, множатся ряды неплательщиков. Эффективных средств
борьбы с этим у государства пока нет, так что в близком будущем следует,
по-видимому, ожидать ужесточения санкций к неплательщикам (на лишение жилья
государство вряд ли решится, но вот такие меры как отключение электроэнергии и
т.п. или даже переселение в худшее жилье – для нанимателей муниципальных
квартир – вполне вероятны).
Другая сторона – государственная поддержка
малоимущих. Правительственным постановлением предусмотрено, что в 1995 г.
расходы на жилье (в пределах норм) не должны превышать 15% семейного бюджета (в
1998 г. – 25-30%), поэтому семьи с низкими доходами имеют право на субсидию на
оплату жилья (в Москве при расчете субсидии учитывается и плата за
электроэнергию в пределах утвержденных мэрией норм потребления). При всех
мытраствах, которые нужно выдержать для получения этой субсидии, общая сумма
выплаченных за прошлый год жилищных субсидий в России составила около 3 трлн.
руб. И она будет расти по мере повышения цен на жилищно-коммунальные услуги,
все более обременяя государственный и местные бюджеты. Казалось бы, этого не должно
происходить: на субсидии может пойти часть средств, высвобождающихся за счет
сокращения дотаций жилищно-коммунальному хозяйству. Но дело в том, что даже при
социализме финансирование жилищно-коммунального хозяйства составляло лишь
50-70% от потребного (в результате чего ветшали дома, коммуникации и т.д.),
сейчас же и того меньше, так что государство пытается заставить нас платить
жилищно-коммунальному хозяйству больше, чем платило само.
Этим, конечно, не исчерпываются проблемы
реформирования системы оплаты жилищно-коммунальных услуг. Но о них – в
следующей статье.